По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Маркетинговые стратегии в кризис

Алексей Тищенко директор по развитию маркетинговой группы MARCO

Как руководителям предприятий разработать антикризисную стратегию, которая позволит не только не потерять свою долю рынка, но и даже вырасти в период кризиса? Какие шаги следует предпринять в первую очередь, и на что следует обратить особое внимание? Как выбранную стратегию применять на практике, чтобы получить желаемый результат? Об рассказывает автор статьи, иллюстрируя методические советы конкретными практическими примерами.

С точки зрения маркетинга кризис — это резкое падение спроса на продукты или услуги компании, которое происходит из-за снижения покупательской способности заказчиков на фоне экономического спада (вызванного коронавирусом, санкциями, ослаблением рубля и прочими ограничениями), часто возникающей даже до наступления кризиса как такового.

В начале разговора о маркетинговых стратегиях, которые помогут не потерять рынок и даже вырасти в период кризиса, необходимо определиться с самим понятием «кризис». С точки зрения маркетинга — это резкое падение спроса на продукты или услуги компании, которое происходит из-за снижения покупательской способности заказчиков на фоне экономического спада (вызванного коронавирусом, санкциями, ослаблением рубля и прочими ограничениями), часто возникающей даже до наступления кризиса как такового. Спрос падает, прекращаются закупки, самих покупателей становится меньше, а конкуренция за каждого оставшегося многократно возрастает.

Также кризис характеризуется неопределенностью. Компании и их клиенты теряют ориентиры и не могут спрогнозировать, как будут развиваться события даже в ближайшие месяцы, что удерживает их от принятия решений. Поэтому до того, как разрабатывать антикризисные стратегии, неопределенность необходимо максимально снизить. Для этого нужно:

1. Проанализировать текущую ситуацию внутри компании и ее маркетинговую стратегию (если она есть).

Руководству компании (и ее службе маркетинга) нужно иметь полное представление о том, как загружено производство, каковы запасы складских остатков, стоит ли ожидать задержек с поставками сырья и комплектующих, как меняются логистические цепочки, по каким ценам можно продавать продукцию. О важности анализа действующей маркетинговой стратегии скажем подробнее чуть позже.

2. Переговорить со всеми клиентами из активной базы и получить от них обратную связь. В кризис у клиентов меняется модель потребления — возникают совершенно новые опасения, проблемы и ожидания. Все это нужно оперативно выяснить либо силами отдела продаж или маркетинга, либо подключив аутсорсинговый колл-центр.

Для Цитирования:
Алексей Тищенко, Маркетинговые стратегии в кризис. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: