В условиях насыщенного рынка, когда предложение превышает спрос, продвижение товаров конкретной организации на рынке требует интенсификации коммерческих усилий с помощью маркетинговых коммуникаций. Выбор наиболее эффективных коммуникаций для такой организации наиболее целесообразно осуществлять путем моделирования процессов маркетинговой деятельности.
Моделирование — метод, основанный на построении моделей и переносе информации по аналогии от модели к прототипу [1].
При моделировании применяют следующие операции:
• выбор или преобразовании модели;
• построение модели или перенос информации по аналогии от модели к реальному объекту, являющемуся его прототипом.
Различают два вида моделей: предметные и знаковые. Предметные модели строятся на основе реальных характеристик объекта моделирования (например, химических, физических или биологических свойств товаров). Знаковые модели строятся в форме логических схем или расчетных формул. В маркетинге наиболее рациональными являются знаковые модели.
Модели коммуникации отражают лишь наиболее характерные черты реального процесса коммуникации и существенные ее элементы. В то же время, эта упрощенность, отражает те цели, которые ставил перед собой исследователь, создавая ту или иную модель. Каждая модель отражает то состояние теории коммуникации как науки, которое существовало на момент создания модели. Поэтому, рассматривая развитие моделей по мере их создания и опубликования, можно проследить взгляды ученых на процесс коммуникации, а также наиболее актуальные проблемы, теории коммуникации, которые привлекали их внимание в этот период. [2]
Mодель маркетинговой коммуникации — это соответствующая система, разработанная с учётом особенностей каждого конкретного объекта коммуникации, его роли во взаимодействии с субъектом, а также существующих во внешнем поле коммуникации факторов и явлений. Верно выбранная модель для взаимодействия с клиентами, партнёрами, СМИ и другими участниками маркетинговой коммуникации позволит предприятию эффективно сопровождать процесс взаимодействия с внешним миром.