Рыбная отрасль Республики Крым активно развивается после возвращения полуострова в состав России. По данным Росрыболовства, количество предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в области рыболовства в Крыму, с начала года увеличилось с 181 до 263.
В регионе значительно выросли уловы, так например, вылов азовского бычка в 2016 году по сравнению с предыдущим годом, когда было добыто 2,5 тысячи тонн, увеличился в 2 раза. Кроме того, добыто 184 тонны камбалы-калкана, 317 тонн барабули, 1,4 тыс. тонн черноморской ставриды, 162 тонны кефалей (сингили и лобана) и 956 тонн рапан. [1] Возросшие уловы азовского бычка создают достаточную сырьевую базу для расширения ассортимента рыбной продукции, в том числе кулинарии длительного срока хранения и высокой степени готовности.
Предпочтения потребителей относительно видов потребляемых рыбных напрямую зависят от их финансовых возможностей. Покупатели с невысоким уровнем доходов приобретают: хека, треску, минтай. Россияне со средним достатком чаще всего выбирают кету, скумбрию, горбушу и сельдь. Основными же любителями ценных и дорогостоящих пород, таких как форель, лосось, осётр являются потребители, чей ежемесячный заработок превышает планку в 30 тыс.
рублей [2]. В этом плане, новая кулинарная продукция из сравнительно недорогого бычка ориентирована на потребителей со средним и ниже среднего уровнем доходов, что представляется особенно актуальным в условиях курортного сезона в республики Крым.
Учитывая достаточно высокие риски, связанные с созданием технологии, производственных мощностей и освоением рыбной продукции из бычка, требует проведения маркетинговых исследований, имеющие бесспорную практическую значимость.
Таким образом, цель данных маркетинговых исследований состояла в выявлении перспективных потребностей и прогнозировании потребительского поведения.
Для достижения поставленной цели в исследованиях рассматривались следующие задачи:
— определить спрос на готовые замороженные кулинарные блюда из бычка азовского — выявить предпочтения в приправах, соусах, вида разделки рыбы в блюдах из бычка азовского — определить уровень доходов потребителей, предпочитающих данную продукцию В проводимых маркетинговых исследованиях был использован метод анкетирования.