В процессе управления экономической деятельностью предприятия использование маркетинговой политики требует учет всех его компонентов в едином целом. Для компании очень важно осознавать необходимость интегрирования всех групп маркетинга, которые представляют связанные между собой элементы, в единый комплекс для воздействия на спрос.
Каждая компания сама решает, в каком направлении ей двигаться в области маркетинговой политики. В большей степени акцент ставится на разработке товарной, сбытовой и ценовой политики. Но для того, чтобы рассмотреть полную систему маркетинга, необходимо разрабатывать также и политику в отношении покупателей, конкурентов, а также посредников.
Но на сегодняшний день комплекс компонентов «4P» дополняется еще тремя компонентами. Данная модель получила название «7Р». Помимо вышеперечисленных компонентов, сюда относят следующие элементы: люди (people), процесс покупки (process), физическое подтверждение (physical evidence) [1].
Несмотря на то, что, в основном, маркетинг является деятельностью в условиях неопределенности, существуют правила и принципы, на которых базируется маркетинг. В качестве принципов выступают законы и закономерности развития мировой экономики, и они выглядят следующим образом:
• Важна устремленность всех участников маркетинговой системы на достижение желанного результата.
• Важен сбор актуальной информации, а также мониторинг рынка и выявление современных тенденций.
• Важно уметь формировать спрос, искать новых потребителей, а также расширять рынки сбыта.
• При возникновении проблем важно уметь искать решение комплексно для достижения наибольшей эффективности и наименьших издержках.
• Расширять ассортимент, а также содействовать в повышении качества производимой продукции и оказываемых услуг.
• Вышеперечисленные принципы необходимо использовать комплексно для достижения наилучшего результата [2].
На рис. 1 представлена укрупненная концептуальная схема разработки маркетинговой стратегии.