Одним из основных параметров сложившегося уровня экономики является комплементаризм. Данное понятие в экономике находит отражение в интеграции всевозможных типов и способов управления бизнесом в пределах одной предпринимательской структуры, использование различных стратегий бизнес-поведения соответственно текущим экономическим реалиям.
Значимым результатом влияния комплементаризма и повсеместно протекающих процессов глобализации является формирование «принципов кооперенции». Термин «кооперенция» означает своеобразный процесс кооперации с конкурентами с целью осуществления эффективной деятельности и достижения желаемых результатов, также ее называют соконкуренцией, конкурентным сотрудничеством или коопетицией.
По мнению известного западного исследователя Бранденбургера А.М., являющегося основоположником данной теории, под кооперенцией понимается современный подход, консолидирующий в себе как элементы конкуренции, так и черты кооперации. С использованием кооперенционного подхода реализуется преобразование столкновения интересов в разноплановые конкурентные преимущества. По его мнению, в кооперенции реализуется возможность спастись от разрушительной, дестабилизирующей конкуренции и создать необходимое рыночное пространство, необходимое всем участникам рыночных отношений [1, с. 24].
Главной мыслью является реализация коллективных усилий, имеющих общей целью открытие новых рынков, а также расширение действующих, в отличие от существующей в действительности постоянной битвы за клиента [2, с. 139]. Главной особенностью концепции конкурентного сотрудничества (кооперенции) является отсутствие обязательного существования проигравшей стороны на каждого победителя.
Данное положение нашло отражение у зарубежных и отечественных экономистов. К примеру, Поленске К. в исследовании «Соревнование, взаимодействие и сотрудничество: непростой треугольник в сети фирм и регионов» предложил в качестве графической интерпретации идеи использовать треугольник, отражающий взаимосвязь конкуренции, кооперации и сотрудничества [3, с. 1037]. Таким образом, можно утверждать, что комбинация конкуренции, сотрудничества и кооперации содержит возможность создания современной формы «стратегического симбиоза» потенциальных конкурентов, базирующегося на совместных ценностях и экономических интересах.