Постановка проблемы в общем виде. Выбор той или иной упаковки обычно является стратегическим выбором фирмы, поскольку он может стать основой для достижения конкурентных преимуществ [1]. Такие преимущества достигаются благодаря удовлетворению нужд и потребностей конечного потребителя, созданию новых каналов дистрибуции и сбыта и повышению качества представления изделий, что позволяет снизить себестоимость, увеличить маржинальную прибыль, более четко проводить продвижение торговых марок и брендов, а также повысить качество предоставления логистических услуг клиентам [2, 3].
Стремление бизнеса к снижению себестоимости услуг в цепи дистрибуции и сбыта не должно входить в противоречие с основными требованиями к безопасности пищевых продуктов и сохранением ими своих свойств, а также эффективности работы логистических служб. Обеспечение добавленной стоимости с помощью упаковки достигается благодаря разработке таких ее видов, которые позволяют упакованным изделиям получить особые отличные, эстетически привлекательные, эргономичные, функциональные и экологические свойства, способные минимизировать влияние на окружающую среду [4–6].
Анализ последних исследований и публикаций. Существует большое количество данных, касающихся разработок новых видов упаковки для пищевых продуктов [7–9]. Но только последние десятилетия ученые все больше работают над проблемой создания биоразлагаемых видов упаковки [10-14].
Нами разработана и научно обоснована технология производства комбинированного упаковочного материала на основе натурального возобновляемого сырья (целлюлозы, хитозана и воска) [15] для применения его в пищевой промышленности в качестве упаковки для фруктово-овощных паст и соусов. Основным преимуществом разработанного комбинированного упаковочного материала является то, что в его состав входят исключительно натуральные компоненты, что подтверждает его потенциальную биоразлагаемость в условиях окружающей среды, то есть полную экологическую безопасность применения как при контакте с пищевым продуктом, так и после его использования.