Маркетинговая деятельность предприятия общественного питания получает особую значимость ввиду появления новых запросов со стороны потребителей, развития современных информационных технологий и других факторов внешней среды. От качества питания в университете зависит состояние здоровья студенческой молодежи и результаты обучения [2]. Комбинаты питания университетов вынуждены планировать стратегию долгосрочного развития и приспосабливаться к быстро меняющейся окружающей среде. Конкуренция студенческих столовых и кафе, ресторанов, находящихся вблизи университетов, нарастает высокими темпами.
Одной из стратегий повышения конкурентоспособности студенческой столовой является применение маркетинга и инноваций. В частности, В.А. Михарева включает в инновационный маркетинг следующие мероприятия: введение нового товара или улучшение качества уже имеющегося товара; введение нового метода приготовления блюда; вовлечение нового источника сырья для производства товаров; повышение конкурентоспособности продуктов, улучшение имиджа и повышение престижа на рынке и др. [3].
Поскольку услуги предприятий общественного питания проявляются на стыке трех процессов — производственного, сервисного и торгового, происходит соединение приготовления, продажи и потребления блюд и напитков; то подразумевается применение маркетинга во всех указанных процессах [1]. Под маркетинговой деятельностью в общественном питании понимается комплексная система организации производства и сбыта, ориентированная на удовлетворение потребностей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучение внутренней и внешней среды предприятия 181 общественного питания, разработка стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ, расширение ассортимента блюд и предоставляемых сервисных услуг на предприятии общественного питания, формирование спроса и стимулирование сбыта и пр.
Применение маркетинговых технологий позволяет студенческим столовым определить преимущества и недостатки по сравнению с конкурентами, изучить поведение потребителей, выработать конкурентные стратегии, улучшить экономические показатели. Рынок общественного питания требует постоянных изменений в технологии производства, инструментах привлечения посетителей.