Оплата труда — это категория, правильное использование которой позволяет решить десятки самых острых экономических, социальных и политических проблем в обществе.
Оплата труда определяет во многом уровень и качество жизни каждого конкретного человека, занимающегося общественно-полезным трудом, являясь основной частью его фонда жизненных средств.
В каждом регионе оплата труда формируется под воздействием проводимой в нем региональной политики, сложившихся хозяйственных связей и трудовых отношений. Особо следует обратить внимание на скрытую безработицу в налогооблагаемом секторе, которая критически влияет на само предложение рабочей силы и ее демпинговую оплату.
Что касается конкретных моделей рыночных систем оплаты труда, то, включая все составляющие элементы, можно констатировать, что они достаточно разнообразны и зависят от множества факторов, в частности, от степени экономического развития страны, ее национальных особенностей и традиций, развитости системы социального партнерства и гарантий, роли государства в регулировании экономических процессов и др.
Однако при всех различиях в рыночных моделях заработной платы в качестве основного элемента выступает система оплаты труда, позволяющая в ходе многоступенчатых прямых переговоров между организациями работодателей и профсоюзов на различных уровнях (в том числе, на уровне предприятия) максимально учитывать факторы, формирующие цену рабочей силы на рынке труда.
На наш взгляд, в период диверсификации механизма формирования оплаты труда в рыночных условиях, исходя из сущности заработной платы как цены рабочей силы, можно предложить маркетинговый подход к организации оплаты труда работников, сущность которого заключается в применении инструментов маркетинга в определении стоимости рабочей силы.
Маркетинг — это изучение и анализ условий рынка, комплексный учет процессов, происходящих на рынке [1, с. 15].
Основные категории маркетинга — рынок, потребность, товар, удовлетворение потребителя, потребительская ценность, обмен.