По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Маркетинг на карантине»: антикризисные стратегии для удержания клиентов

Пылаев И.В. маркетолог, сопредседатель Комитета «Деловой России» по развитию индустрии кино и телевидения, автор книг по PR и маркетингу, Москва

В статье представлены три антикризисных стратегии удержания существующих клиентов и привлечения новых. Негативная, которая эксплуатирует страхи и самые худшие ожидания потребителей. Негативно-позитивная, или «антистрессовая», когда покупка воспринимается клиентами как спасительное решение в ответ на негативные ситуации. И позитивная — коронавирусная стратегия, которая позволяет по-новому выстроить отношения с целевой аудиторией в условиях пандемии, режима самоизоляции и других санитарно-эпидемиологических ограничений.

Для маркетологов ни пандемия, ни прочие чрезвычайные обстоятельства — не повод для самоизоляции от потребителей. Наоборот, кризис открывает новые перспективы для удержания старых и привлечения новых клиентов. Панические настроения, тревожность, страх — благоприятная среда для манипуляций потребительским поведением. Маркетинг должен оставаться в зоне доступа, пока есть выход в Интернет, действует мобильная связь, работают СМИ.

В основном, есть три антикризисных стратегии, действующие на покупателей магнетически. Из-за гормона стресса, кортизона, выработке которого способствуют, в том числе, каждая из трех стратегий.

Кризис открывает новые перспективы для удержания старых и привлечения новых клиентов. Панические настроения, тревожность, страх — благоприятная среда для манипуляций потребительским поведением. Маркетинг должен оставаться в зоне доступа, пока есть выход в Интернет, действует мобильная связь, работают СМИ.

Негативная, или стратегия «выжженной земли». Она эксплуатирует страхи и самые худшие ожидания потребителей без учета последствий (потери лояльности, в основном). Негативно-позитивная, или «антистрессовая покупка». В рамках этого сценария маркетолог работает как психотерапевт. Отталкивается от негатива, чтобы предложить спасение в виде покупки. В криминальной среде это называется «наезд во спасение». Припугнув, предложить «крышу». Шокировать, чтобы тот час успокоить, заключить в «объятия». Наконец, позитивная, или коронавирусная стратегия, но о ней — позже…

Негативная стратегия многократно опробована во время экономических кризисов. На фоне сокращения деловой активности, снижения покупательской способности, роста безработицы. Но — и это очень важное уточнение — без каких-либо запретов на передвижение по стране и миру, без принудительного закрытия предприятий, магазинов, сферы услуг.

В условиях кризиса перед бизнесом стоит простая задача — как можно скорее мобилизовать потребителей на покупку определенных товаров и услуг. Искусственно создать ажиотажный спрос… Пока не иссякли источники их доходов.

Для Цитирования:
Пылаев И.В., «Маркетинг на карантине»: антикризисные стратегии для удержания клиентов. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: