Для маркетологов ни пандемия, ни прочие чрезвычайные обстоятельства — не повод для самоизоляции от потребителей. Наоборот, кризис открывает новые перспективы для удержания старых и привлечения новых клиентов. Панические настроения, тревожность, страх — благоприятная среда для манипуляций потребительским поведением. Маркетинг должен оставаться в зоне доступа, пока есть выход в Интернет, действует мобильная связь, работают СМИ.
В основном, есть три антикризисных стратегии, действующие на покупателей магнетически. Из-за гормона стресса, кортизона, выработке которого способствуют, в том числе, каждая из трех стратегий.
Негативная, или стратегия «выжженной земли». Она эксплуатирует страхи и самые худшие ожидания потребителей без учета последствий (потери лояльности, в основном). Негативно-позитивная, или «антистрессовая покупка». В рамках этого сценария маркетолог работает как психотерапевт. Отталкивается от негатива, чтобы предложить спасение в виде покупки. В криминальной среде это называется «наезд во спасение». Припугнув, предложить «крышу». Шокировать, чтобы тот час успокоить, заключить в «объятия». Наконец, позитивная, или коронавирусная стратегия, но о ней — позже…
Негативная стратегия многократно опробована во время экономических кризисов. На фоне сокращения деловой активности, снижения покупательской способности, роста безработицы. Но — и это очень важное уточнение — без каких-либо запретов на передвижение по стране и миру, без принудительного закрытия предприятий, магазинов, сферы услуг.
В условиях кризиса перед бизнесом стоит простая задача — как можно скорее мобилизовать потребителей на покупку определенных товаров и услуг. Искусственно создать ажиотажный спрос… Пока не иссякли источники их доходов.
Маркетинговая ловушка работает по принципу «выжженной земли» или «после нас хоть потоп». Время здесь — решающий фактор. Распродать как можно скорее, не считаясь с ущербом, который может быть нанесен лояльности покупателей. Не важно, что раскаченный на импульсную покупку потребитель будет делать с мешками гречки или грудой туалетной бумаги. На войне как войне!