В рецензируемой работе диссертант отмечает, что первостепенной задачей его исследования является анализ стратегий взаимоотношения промышленных компаний в цепях поставок, характеристик внешней среды, специфики взаимных инвестиций, а также разработка практических рекомендаций для российских промышленных компаний.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели, задачи и научная новизна диссертационного исследования, определяется его теоретикометодологическая база.
В первой главе диссертационной работы – «Маркетинговый аспект управления взаимоотношениями в цепях поставок» – проанализированы предпосылки развития теории маркетинга и концепции управления цепями поставок, выявлены перспективы и ограничения взаимодействия маркетин га и управления цепями поставок, определены критерии классификации стратегий взаимоотношений.
Основные положения первой главы могут быть резюмированы следующим образом:
Во-первых, на основе анализа современных тенденций практики управления и работ в области теории маркетинга показано, что устоявшиеся управленческие парадигмы, в частности парадигма обмена в маркетинге, не могут объяснить ряд актуальных управленческих решений и подходов. Раз рыв теории и практики управления детерминировал дальнейшее развитие новых направлений, таких, например, как маркетинг услуг и маркетинг взаимоотношений.
Одним из наиболее перспективных направлений является развитие маркетинга на основе концепции совместного создания ценности, которая учитывает широкий спектр социальноэкономических взаимоотношений и позволяет объяснить новые управленческие решения и подходы. Совместное создание ценности подразумевает вовлечение клиента в процесс создания продукта, позволяет вскрыть потребности и желания клиента.
Выявлены ограничения концепции совместного создания ценности, которые, на наш взгляд, заключаются в недостаточном развитии методологической базы концепции, отсутствии инструментария вовлечения потребителей в процесс совместного создания ценности и т.д. В связи с этим целесообразно исследовать и развивать маркетинговый подход к управлению цепями поставок, который позволит снять указанные ограничения.