На сегодняшний день, в связи с замедлением экономической динамики в стране в силу кризисных явлений, как результат из-за падения курса валюты, нестабильного политического и экономического положения предприятиям приходится приступать к еще более активным действиям, чтобы избежать каких-либо негативных последствий, а в худшем случае — потери конкурентоспособности и банкротства. Исследователи отмечают [1, 4, 5] необходимость перехода и встраивания в новую модель экономического развития, подразумевающую принципиальное улучшение коммуникаций, связей и отношений между участниками хозяйственной деятельности. Вопросы функционирования на рынке, конкурентоспособности здесь имеют первостепенное значение.
Предприятию важно понимать, насколько оно конкурентоспособно по отношению к остальным субъектам рынка, и нацеливаться на достижение такого уровня конкурентоспособности, который обеспечил бы ему возможность работать в условиях жесткой конкурентной борьбы. В современных рыночных условиях высокий уровень конкурентоспособности является залогом успешной деятельности компании и получения прибыли, поэтому наличие конкурентного преимущества у предприятия дает ему зеленый свет для дальнейшего продвижения товара и завоевания новых рынков.
Конкурентоспособность предприятия — это характеристика, которая показывает отличия степени развития предприятия от развития конкурентов относительно уровня удовлетворения продукцией потребностей покупателей. Конкурентоспособность организации определяет ее возможности и способность адаптации к условиям рыночной конкуренции.
Факторами конкурентоспособности предприятия являются:
1. Доля рынка, занимаемая предприятием. Показатель характеризует положение предприятия по отношению к конкурентам и показывает процентное соотношение объема продаж предприятия к продажам всех аналогичных товаров на рынке. Доля рынка является основным показателем во время оценки конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия с большей долей рынка обычно выше.