По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2409-06

Маркеры здравоохранения: оптимизация кадрового потенциала

Виктор Аркадьевич Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36, E-mail: lebedev.var@rea.ru, ORCID: 0000-0003-2748-6234
Елена Ивановна Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», 125009, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, E-mail: avpra@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5197-1913

С 1 сентября 2024 года действуют поправки в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые на федеральном уровне легализовали правовое положение медработников, не имеющих медицинского образования, юридически приравняв их к врачам-специалистам. Проведен анализ новаций профильного законодательства, проверенных практикой оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, проведения медицинской реабилитации в условиях пандемии и специальной военной операции. Рассмотрена необходимость дальнейшего уточнения таких требований, как уровень образования медработника, имеющего немедицинское образование, его квалификация, а также порядок аккредитации таких специалистов.

Литература:

1. Федеральный закон от 08.08.2024 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/409493605/.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/.

3. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/.

4. Приказ Минздрава России от 28.10.2022 № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_432926/.

5. Приказ Минздрава России от 02.05.2023 № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (ред. от 04.12.2023) [Электронный ресурс]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?mo duleId=1&documentId=464264.

6. Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых» (ред. от 07.11.2022) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363102/.

7. Артамонова Г.В., Попсуйко А.Н., Данильченко Я.В., Бацина Е.А. Кадровая политика учреждений здравоохранения в свете задач обеспечения качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2023. — Т. 31, № 2. — С. 270–277 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50742943.

8. Гурцкой Л.Д., Смирнова Е.К., Зудин А.Б. Цифровые компетенции медицинских работников: самооценка сформированности // Ремедиум. — 2023. — Т. 27, № 2. — С. 177–182 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54113615.

9. Маев Э.З., Катаев А.С., Набиуллин И.Р. К вопросу о социальных гарантиях медицинским работникам мобильных медицинских формирований службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации // Вестник Медицинского института непрерывного образования. — 2024. — Т. 4, № 1. — С. 74–77 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=64172199.

10. Меньшикова Л.И., Бурковская Ю.В., Иванов А.В. Возможности использования персонала с немедицинским образованием в медицинских организациях // Социальные аспекты здоровья населения. — 2021. — Т. 67, № 3 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46407495.

1. Federal Law No. 290-FZ dated 08.08.2024 “On Amendments to Articles 44 and 46 of the Federal Law “On Sanitary and Epidemiological Welfare of the Population” and the Federal Law “On the Basics of Public Health Protection in the Russian Federation” [Electronic resource]. — Access mode: https://base.garant.ru/409493605/.

2. Federal Law No. 323-FZ dated 11/21/2011 “On the basics of public health protection in the Russian Federation” [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/.

3. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2024 No. 309 “On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036” [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/.

4. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation “On approval of the Regulations on accreditation of specialists” dated 10/28/2022 No. 709n [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_432926/.

5. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation “On approval of the Nomenclature of positions of medical workers and pharmaceutical workers” dated 05/02/2023 No. 205n (ed. dated 12/04/2023) [Electronic resource]. — Access mode: https://normativ. kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=464264.

6. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation “On approval of the Procedure for the organization of medical rehabilitation of adults” dated 07/31/2020 N 788n (ed. from 11/17/2022) [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363102/.

7. Artamonova G.V., Popsuiko A.N., Danilchenko Ya.V., Batsina E.A. Personnel policy of healthcare institutions in the light of the tasks of ensuring the quality of medical care and the safety of medical activities // Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2023. vol. 31. No. 2. Р. 270–277 [Electronic resource]. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50742943.

8. Gurtskoy L.D., Smirnova E.K., Zudin A.B. Digital competencies of medical workers: self-assessment of formation // A remedy. 2023. Vol. 27. No. 2. Р. 177–182 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=54113615.

9. Mayev E.Z., Kataev A.S., Nabiullin I.R. On the issue of social guarantees for medical workers of mobile medical units of the Disaster Medicine Service of the Ministry of Health of the Russian Federation // Bulletin of the Medical Institute of Continuing Education. 2024. Vol. 4. No. 1. Р. 74–77 [Electronic resource]. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=64172199.

10. Menshikova L.I., Burkovskaya Yu.V., Ivanov A.V. Possibilities of using personnel with non-medical education in medical organizations // Social aspects of public health. 2021. Vol. 67. No. 3 [Electronic resource]. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46407495.

Фактически практика привлечения в медучреждения медицинских работников, не имеющих профильного образования, но в трудовые (должностные) обязанности которых входит оказание медицинской помощи, в соответствии с номенклатурой должностей медработников и на основании аккредитации специалиста существовала и ранее. С 1 сентября 2024 года вступивший в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ и Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» [1] легализовал эту практику на уровне федерального закона. Иными словами, таким работникам должны быть обеспечены равные правовые условия с врачами-специалистами при оказании не только первичной медико-санитарной помощи, но и специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Рассмотрим в таблице изменения, внесенные в отдельные статьи Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья») [2] и касающиеся уточнения правового положения медицинских работников, не имеющих медицинского образования.

На наш взгляд, эти новации законодательства следуют, в частности, за развитием телемедицины, а также связаны с теми вызовами правоприменительной практики, которые были спровоцированы пандемией и специальной военной операцией. При этом на практике возникла настоятельная необходимость в иных работниках, имеющих немедицинское образование, но привлекаемых к оказанию медицинской помощи наряду с врачами-специалистами.

Отметим, что уточнение законодателем правового положения медицинских работников, не имеющих медицинского образования, очевидно, потребует разработки и принятия профильных нормативно-правовых документов, в том числе:

• порядков оказания медицинской помощи;

• положений об организации оказания медицинской помощи по видам;

• правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований;

Для Цитирования:
Виктор Аркадьевич Лебедев, Елена Ивановна Лебедева, Маркеры здравоохранения: оптимизация кадрового потенциала. Бухучет в здравоохранении. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: