Фактически практика привлечения в медучреждения медицинских работников, не имеющих профильного образования, но в трудовые (должностные) обязанности которых входит оказание медицинской помощи, в соответствии с номенклатурой должностей медработников и на основании аккредитации специалиста существовала и ранее. С 1 сентября 2024 года вступивший в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ и Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» [1] легализовал эту практику на уровне федерального закона. Иными словами, таким работникам должны быть обеспечены равные правовые условия с врачами-специалистами при оказании не только первичной медико-санитарной помощи, но и специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
Рассмотрим в таблице изменения, внесенные в отдельные статьи Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья») [2] и касающиеся уточнения правового положения медицинских работников, не имеющих медицинского образования.
На наш взгляд, эти новации законодательства следуют, в частности, за развитием телемедицины, а также связаны с теми вызовами правоприменительной практики, которые были спровоцированы пандемией и специальной военной операцией. При этом на практике возникла настоятельная необходимость в иных работниках, имеющих немедицинское образование, но привлекаемых к оказанию медицинской помощи наряду с врачами-специалистами.
Отметим, что уточнение законодателем правового положения медицинских работников, не имеющих медицинского образования, очевидно, потребует разработки и принятия профильных нормативно-правовых документов, в том числе:
• порядков оказания медицинской помощи;
• положений об организации оказания медицинской помощи по видам;
• правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований;