— Как изменился за последние 5 лет состав благотворителей, жертвующих средства в ваш фонд? Какова мотивация спонсоров?
— Репутация эндаументов как инструмента долгосрочной благотворительности постепенно укрепляется в России, в частности, и у эндаумента МГИМО. Конечно, любая поддержка важна и высоко ценится, однако только пожертвование в эндаумент позволяет обеспечить финансовую устойчивость, дает гарантию, что проект или целая организация будет развиваться вечно. Формирование и пополнение эндаумента — это высшая ступень благотворительности.
Все больше доноров сегодня понимают преимущества механизма эндаумента как в поддержке различных организаций, так и в запуске собственных инициатив. Ряд крупных фондов являются вдохновляющими примерами. Для МГИМО эндаумент давно стал механизмом сотрудничества с бизнес-сообществом, попечителями, выпускниками МГИМО.
В случае университетских эндаументов важными мотивами для компаний являются подготовка кадров и повышение квалификации сотрудников, корпоративные образовательные программы, учреждение корпоративных стипендий и образовательных грантов, финансирование научных исследований, информационная поддержка. Для выпускников — благодарность alma mater и своим преподавателям, участие в жизни университета, поддержка новых поколений студентов. В глобальном смысле взнос в эндаумент — это возможность войти в историю, быть причастным к чему-то важному.
Интересно, что сейчас мы совместно с партнерами возрождаем российскую культуру благотворительности. Практика неприкосновенных капиталов была широко распространена в дореволюционной России, в т. ч. в Лазаревском институте восточных языков — предшественнике МГИМО. В моем недавнем исследовании «"Неприкосновенный капитал" Лазаревского института восточных языков: история с продолжением», получившем премию «Вечный вклад» Национальной ассоциации эндаументов, я проанализировала финансовую отчетность по капиталам института (приход и расход средств), а также направления финансирования; как оказалось, они во многом схожи с современными.