По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Малоизносные режимы движения автотранспортного средства

Калимуллин Р.Ф. доктор технических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта «Оренбургский государственный университет»

Представлена методика и результаты определения скоростей движения автотранспортного средства (на примере автобуса НЕФАЗ-5299-08), при которых обеспечивается минимальное изнашивание подшипников коленчатого вала и цилиндро-поршневой группы. Новизной являются методики и результаты исследований закономерностей смазочного процесса в подшипниках коленчатого вала и их износостойкости по параметру «удельная интегральная изно-состойкость». На конкретном примере установлено, что при эксплуатации автобуса имеется расхождение между малоизносными и фактическими значениями скоростей движения, и их согласование является резервом повышения долговечности двигателя автотранспортного средства.

Литература:

1. Говорущенко, Н.Я. Экономия топлива и снижение токсичности на автомобильном транспорте [Текст] / Н.Я. Говорущенко. — М.: Транспорт, 1990. — 135 с.

2. Калимуллин, Р.Ф. Концепция ресурсосберегающей эксплуатации автомобильных двигателей [Текст] / Р.Ф. Калимуллин, С.Ю. Коваленко // Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2013. — № 2(71). Выпуск 2. — С. 30-35.

3. Калимуллин, Р.Ф. Методика оценки режимов работы автомобильного двигателя по критерию износостойкости подшипников коленчатого вала [Текст] / Р.Ф. Калимуллин, С.Ю. Коваленко, И.В. Тюняев, С.Б. Цибизов // Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2013. — № 1(69). — C. 216-222.

4. Мишин, И.А. Долговечность двигателей [Текст] / И.А. Мишин. — Л.: «Машиностроение», 1976. — 288 с.

5. Устройство для контроля состояния подшипников [Текст]: пат. 66046 Рос. Федерация: МПК G 01 M 13/04/ Калимуллин Р.Ф., Коваленко С.Ю., Цибизов С.Б., Янучков М.Р. заявитель и патентообладатель Оренбург. гос. ун-т. — №2007112656/22; заявл. 04.04.07; опубл. 27.08.07. Бюл. № 24. — 3 с: ил.

6. Шабанов, А. Где живет износ [Текст] / А. Шабанов // За рулем, 2009. — № 3. — С.150-152.

В настоящее время актуальным является решение научных и практических задач совершенствования методов и средств обеспечения работоспособности автомобилей и, особенно, их двигателей. Одними из сопряжений автомобильного двигателя, лимитирующих его ресурс в большей степени и являющихся источниками значительных затрат для устранения отказов, являются подшипники коленчатых валов (ПКВ) и цилиндропоршневая группа (ЦПГ). Так, по данным исследований Саратовского государственного технического университета на долю ПКВ и ЦПГ приходится 31 % отказов всех элементов силовых агрегатов КАМАЗ при средней наработке на отказ 36600 км, для устранения которых требуется 71 % затрат на запасные части и 57 % трудовых затрат. Таким образом, актуальным является повышение долговечности именно данных сопряжений двигателя.

Основные причины отказов ПКВ и ЦПГ являются следствием процессов изнашивания трущихся поверхностей из-за нарушения смазочного процесса и тепловой напряженности деталей при работе двигателя.

Результаты ранее проведенных исследований позволяют сделать предположение, что одним из резервов повышения долговечности автомобильных двигателей является обеспечение преимущественной их эксплуатации на нагрузочно-скоростных режимах, при которых интенсивность разрушающих процессов деталей минимальна. Реализация такого подхода к повышению долговечности двигателей возможна на основе развития методов оценки износостойкости в ПКВ и теплостойкости ЦПГ. Исходя из вышеизложенного, представляет интерес исследование закономерностей износостойкости ПКВ и теплостойкости ЦПГ автомобильных двигателей в зависимости от параметров режимов работы при движении автотранспортного средства, а также установление параметров режимов работы, обеспечивающих максимальную долговечность ПКВ и ЦПГ.

Исследования проводились на примере автобусов НЕФАЗ-5299-08 с дизельным двигателем КАМАЗ 740.11-240. Автобусы данной марки выпускаются с 2000 г., и по данным аналитического агентства АВТОСТАТ (www. Autostat.ru) на начало 2013 г. в РФ эксплуатировалось 1,8 % от общего количества автобусов (около 6700 ед.). Двигатели марки КАМАЗ широко распространены на многих грузовых автомобилях.

Для Цитирования:
Калимуллин Р.Ф., Малоизносные режимы движения автотранспортного средства. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала