В этом году в Югре будут работать 15 детских этнолагерей. Они распахнут свои двери, палатки и чумы в 10 муниципальных образованиях автономного округа. Планируется, что в них отдохнут почти 800 детей. В числе самых популярных этнолагерей — детское стойбище «Нумсанг ёх», что в переводе с хантыйского означает «Мыслящие люди». Впервые оно открылось в августе 2000 года и с тех пор продолжает удивлять своих юных воспитанников необычным подходом к истории и мифологии северных народов.
Полевая база стойбища расположена в светлом ягельном бору на берегу Нярсагортской протоки, в 12 км от села Казым. Здесь есть все, что нужно народу ханты для жизни: озера, болота, ягельник, река, пойменный лес, бор. Ребята живут в чумах: мальчишки — в мужском, девочки — в женском. При этом чаще на огонек в «Нумсанг ёх» приезжают все-таки будущие мужчины, хотя и маленьким хранительницам домашнего очага здесь очень рады.
«Конечно, во многих обрядах ведущая роль у мужчин. Например, в медвежьих игрищах могут принимать участие только представители сильной половины, но знания-то хранят женщины, — рассказывает заведующая этнографическим выставочным залом в селе Казым, одна из основательниц лагеря Елена Федотова. — Они подсказывают своим мужьям, что и когда нужно делать, дают советы, помогают подбирать мотивы к обрядам и ритуальным танцам».
Кстати, первая смена на «стойбище мыслящих людей» будет посвящена именно медвежьим игрищам — древней церемонии поклонения медведю, которая сохранилась и до наших дней. Ребятам предстоит погрузиться в атмосферу фольклора казымских ханты, познакомиться с древними духами, познать тонкости поклонения предков языческим божествам. Об этом детям в своих маленьких лекциях расскажет старший научный сотрудник Обскоугорского института прикладных исследований и разработок Светлана Дядюн.
«Она поведает в целом о фольклоре народов Севера, песнях, — говорит Елена Терентьевна. — Мы будем разбирать тексты, ребята по группам выполнят задания, организуем вечер берестяных масок. Будем учить национальные танцы и песни, играть на музыкальных инструментах».