По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.15:621.311

Маховиковые накопители в электрифицированном транспорте

Кацай А. В. канд. филос. наук, генеральный директор, ООО «Кинемак», г. Москва, e-mail: rosatom@yandex.ru
Бизяев А. А. главный конструктор, ООО «Кинемак», г. Москва, e-mail: proton@kinemak.ru
Козаревич В. А. главный энергетик, ООО «Кинемак», г. Москва

Развитие электрифицированного транспорта сопровождается ростом требований к повышению энергоэффективности перевозочной работы. Значимым способом для достижения этой цели является применение буферных накопителей для увеличения объемов повторного использования рекуперированной энергии. Одним из типов накопительных устройств, подходящих по техническим параметрам и ресурсу работы для электротранспорта, являются агрегаты, в которых в качестве накопительного элемента применяются маховики. В России и в мире накопители с маховиками получают развитие для использования в бортовом и стационарном исполнении. В исследовании рассмотрен зарубежный и отечественный опыт эксплуатации маховиковых устройств в электротранспорте. Проведено сопоставление основных технических характеристик. Определено, что буферные накопители с классическими стальными маховиками имеют меньшие энергопотери в условиях резко переменных режимов систем энергоснабжения электротранспорта, чем устройства с супермаховиками, в силу меньшего количества вспомогательных подсистем.

Литература:

1. Кацай А.В., Шевлюгин М.В. Коэффициенты полезного действия накопителя энергии в контактной сети горэлектротранспорта // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки. – 2022. – Т. 30, № 4 (76). – С. 127–141. – DOI: 10.14498/ tech.2022.4.9. – EDN AMJPCB.

2. ГОСТ IEC 62040-3-2018 «Системы бесперебойного энергоснабжения (UPS). Ч. 3. Метод установления эксплуатационных характеристик и требования к испытаниям (IEC 62040-3:2011, IDT)».

3. Mousavi S.M., Faraji F., Majazi A., Al-Haddad K. A comprehensive review of Flywheel Energy Storage System technology // Renewable and Sustainable Energy Reviews. – January 2017. – Vol. 67. – Pр. 477–490. – https://doi.org/10.1016/j.rser.2016.09.060

4. Meishner F., Sauer D.U. Wayside energy recovery systems in DC urban railway grids // eTransportation. – August 2019. – Vol. 1. – Р. 100001. – https://doi.org/10.1016/j.etran.2019.04.001

5. Гулиа Н.В. Удивительная механика. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2017. – 177 с.

6. Гулиа Н.В. Бабин В.А. Супервариатор для городского автобуса // Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2007. – № 6. – С. 3–6.

7. Гулиа Н.В., Давыдов В.В., Бабин В.А., Лаврентьев А.И. Механическая гибридная силовая установка // Автомобильная промышленность. – 2010. – № 8. – С. 10–11. – EDN RPSKFJ.

8. https://www.pvsm.ru/giroskop/360429 (дата обращения: 30.12.2023).

9. Glickenstein H. Contactless payment debuts on London's busses, new and improved railways around the world: Williams hybrid power and Alstom transport to partner on energy storage technology for trams // IEEE Veh. Technol. Mag. (IEEE Press). – June 2013. – Vol. 8 (2). – Pp. 19–25 (DOI: https://doi.org/10.1109/MVT.2013.2252268)

10. http://www.railway-energy.org/tfee/index.php?ID=220&TECHNOLOGYID=51&SEL=210&EX PANDALL=3 (дата обращения: 30.12.2023).

11. Witthuhn M., Hoerl F. Applications for energy storage flywheels in vehicles of Deutsche Bahn AG // Proceedings of the World Congress of Railway Research WCRR 2001/ – Cologne, 2001.

12. Jandura P., Richter A., Ferková Ž. Flywheel energy storage system for city railway // 2016 International Symposium on Power Electronics, Electrical Drives, Automation and Motion (SPEEDAM). P. 1157–1161 (DOI: 10.1109/SPEEDAM.2016.7525923)

13. Смоленцев Н.И., Четошникова Л.М., Казанцев А.М. Повышение электросбережения и энергоэффективности в троллейбусных электросетях Миасского депо с помощью накопителей энергии // Наука ЮУрГУ: Материалы LXIX научной конференции: секции технических наук, Челябинск, 4–5 апреля 2017 г. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2017. – С. 470–478. – EDN ZRIBBR.

14. https://минэнергокбр.рф/raznoe/mahovichnyj-nakopitel-energii-mahovichnyj-nakopitelkineticheskoj-energii-osnovnye-sredstva.html

15. Кацай А.В., Шевлюгин М.В. Экономия энергии в контактной сети электротранспорта при работе стационарного накопителя // Практическая силовая электроника. – 2023. – № 1 (89). – С. 42–52. – EDN OYHQUC.

16. Solis O., Pham K. Saving money every day: la metro subway wayside energy storage substation // 2015 Joint Rail Conference. March 23–26, 2015. San Jose, California, USA. Paper No: JRC20155691, V001T07A002; 4 pages.

17. Khodaparastan M., Mohamed A. Flywheel vs. Supercapacitor as wayside energy storage for electric rail transit systems [J]. – Inventions, 2019. – Vol. 4 (4). – Р. 62.

18. Solis O., Pham K. Saving money every day: la metro subway wayside energy storage substation // 2015 Joint Rail Conference. March 23–26, 2015. San Jose, California, USA. Paper No: JRC2015-5691, V001T07A002; 4 pages.

19. https://vyconenergy.com/products/recycling/regen-specifications/ (дата обращения: 28.12.2022).

20. http://www.railway-energy.org/static/Stationary_energy_storage_50.php (дата обращения: 30.12.2023).

21. Gunselmann W., Höschler P., Reiner G. Energiespeichereinsatz im Stadtbahnnetz Köln. Elektrische Bahnen (2000) 11-12/00. – P. 463.

22. Täubner F. Reduzierung des Energiebedarfs durch Schwungradspeicher. – September, 2009. – www.rosseta.de/texte/vor-sps09.pdf, Zugriff v. 14.4.2011.

23. Iglesias I.J., Martinez J.C., Tobajas C., Lafoz M., Tabarés L.G. A kinetic energy storage system for railways applications // Proc. Eighth World Congress on Railway Research, Coex, Seoul, Korea, 18–22 May 2008. – Pp. 1–10.

24. Wheeler P. Voltage regulation application of a kinetic energy storage system // Proc. Second Int. Conf. Power Electronics, Machines and Drives (PEMD), 31 March – 2 April 2004. – Pp. 605–608.

25. Sough M.L., Depernet D., Dubas F., Boualem B., Espanet C. PMSM and inverter sizing compromise applied to flywheel for railway application // Proc. Conf. IEEE Vehicle Power and Propulsion Conf. (VPPC), Lille, France, 1–3 September 2010. – Pp. 1–5.

26. Sough M.L., Depernet D., Dubas F., Gaultier G., Boualem B., Espanet C. High frequency PMSM and inverter losses analysis-application to flywheel system on real cycle operation // Proc. Conf. IEEE Vehicle Power and Propulsion Conf. (VPPC), Chicago, IL, USA, 6–9 September 2011. – Pp. 1–5.

27. Richardson M.B. Flywheel Energy Storage System for Traction Applications // In Proceedings of the International Conference on Power Electronics Machines and Drives, Sante Fe, NM, USA, 4–7 June 2002. – Pp. 275–279.

28. Ibaiondo H., Romo A. Kinetic energy recovery on railway systems with feedback to the grid // Proceedings of 14th international power electronics and motion control conference EPE-PEMC 2010. – T9-94–T9-97. 10.1109/EPEPEMC.2010.5606545.

29. Radcliffe P., Wallace J.S., Shu L.H. Stationary applications of energy storage technologies for transit systems // Proc. Conf. IEEE Electric Power and Energy Conf. (EPEC), Halifax, NS, Canada, 25–27 August 2010. – Pp. 1–7.

30. Daoud M.I., Abdel-Khalik A., Ahmed S., Massoud A. DC Bus Control of an Advanced Flywheel Energy Storage Kinetic Traction System for Electrified Railway Industry // Industrial Electronics Society, IECON 2013 – 39th Annual Conference of the IEEE. – Vienna, 2013.

31. Piller Power Systems GmbH, Projekt Stationärer Energiespeicher Landwasser. Abschlussbericht.

32. Bischof M. Schwungrad als Energiespeicher in Bahnnetzen. Erfahrungen aus einem Versuchsprojekt in der Stadt Zürich (Deutsch) // Bulletin VSE/AES (Electrosuisse und Verband Schweizerischer Elektrizitätsunternehmen); 2010, 101, 12. – P. 33–37.

33. Гулиа Н.В., Кацай А.В. Циклические испытания системы накопления кинетической энергии большой мощности и большой емкости // Электронная библиотека «Наука и техника». – http://n-t.ru/tp/ts/ci.htm (дата обращения: 29.12.2023).

34. Кацай А.В., Бизяев А.А., Козаревич В.А. Сравнение параметров работы маховичного накопителя в контактной сети трамвая в холодные и теплые сезоны транспортной работы // Вестник МЭИ. Энергетика и электротехника. – 2023. – № 2. – С. 37–44.

35. Energy recycler (ERC). Компания «ТЭЭМП» // Отраслевой информационный сборник «Российский общественный транспорт 2022». – М.: Русгортранс, 2022. – С. 164.

36. http://lemznpkspb.ru/elektroschetchiki/skvt-f610 (дата обращения: 14.10.2022).

Развитие современного общественного транспорта (ОТ) сопровождается повышением внимания к вопросам улучшения энергетической эффективности. Одним из способов повышения ее для городского электротранспорта (ГЭТ) является увеличение объемов и доли использования энергии рекуперации, образующейся в ходе торможения подвижного состава (ПС). Часть рекуперативной энергии полезно утилизируется в виде ее межпоездных перетоков по контактно-кабельной сети (ККС) от тормозящих поездов к синхронно с этим потребляющим электроэнергию на тягу и нетяговые нужды. Объемы полезной рекуперации могут достигать четверти-трети от тягового энергопотребления, или до 10–15% от суммарного энергопотребления электротранспорта. Доля потерь у потоков энергии рекуперации в ККС не превышает долю потерь при питании от тяговой подстанции, для ГЭТ нормативное значение этого показателя составляет не более 7%. Другая часть рекуперативной энергии в отсутствии такой синхронности в контактной сети тормозящих вагонов и нагрузки становится избыточной, направляется на бортовые тормозные резисторы, где рассеивается теплом в атмосферу и в повторном выполнении транспортной работы не участвует. Условием для полезной утилизации избыточной рекуперации является применение буферных накопителей энергии, которые по своим техническим характеристикам и ресурсу эксплуатации соответствуют электрическим режимам в сетях электроснабжения электротранспорта. Упомянутые характеристики заключаются в соответствии соотношения мощности зарядки-разрядки и рабочего объема запасаемой энергии (кВт/кВт·ч), значение которого для энергонакапливающего элемента в ГЭТ должно быть не менее 20; другим параметром является количество рабочих циклов за срок службы – не менее нескольких миллионов. Такое соответствие могут обеспечить только два типа накопительных элементов из всего спектра электронакопительных устройств – суперконденсаторные сборки и маховики.

Маховик является накопительным элементом, запасание энергии в котором осуществляется в виде кинетической энергии вращения. Значение энергии пропорционально половине момента инерции маховика и квадрату угловой скорости его вращения. Ограничением запасаемой энергии является прочность материала маховика, благодаря чему сохраняется его целостность и устойчивая работоспособность при высоких скоростях вращения. Обеспечение прочностной сохранности конструктивно отработано и достигается ограничением допустимой скорости вращения и на текущем этапе развития этой технологии является рутинной инженерной задачей. Разработчики часто применяют вместо традиционных металлов и сплавов специальные высокопрочные материалы (графитовые и иные составы) и способы его организации в теле вращения (например, в виде намотки на вал волокон или лент, у которых более высок коэффициент продольной прочности, чем у монолитного образца этого же материала), что позволяет существенно повышать скорости вращения. Однако использование таких приемов является избыточным для применения маховиков на транспорте в силу малого значения требуемой единичной цикловой энергоемкости для систем тягового энергоснабжения (СТЭ). Высокие угловые скорости требуют прецизионной балансировки ротора и обеспечения условий поддержания ее для анизотропных по прочности вращающихся конструкций. Кроме того, высокие скорости вращения вызывают необходимость дополнительных разработок специальных опор, например, магнитных подшипников активного питания, что вызывает также и дополнительные эксплуатационные расходы такого агрегата. Требование существенного снижения массогабаритных показателей накопительного агрегата предъявляется только при бортовом использовании накопителей, а такой способ применения любых накопителей является значительно менее экономически привлекательным, чем стационарный с подключением к контактно-кабельной сети.

Для Цитирования:
Кацай А. В., Бизяев А. А., Козаревич В. А., Маховиковые накопители в электрифицированном транспорте. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: