К намоточным изделиям электротехнической и радиотехнической промышленностям относятся электроприводы, трансформаторы, дроссели, сельсины, катушки индуктивности, фильтры, преобразователи и др.
Среди перечисленных намоточных изделий наиболее распространенным видом являются электрические машины. Этот вид продукции используется практически во всех сферах деятельности и быта человека. Факт широчайшего распространения данного вида изделий наглядно подтверждают цифры, показывающие потребление ими электрической энергии. Подсчитано, что только на долю асинхронных электродвигателей общепромышленного применения в Российской Федерации приходится 50% всей вырабатываемой электроэнергии, а в США – 64%. Самым ненадежным узлом электрической машины является изоляция обмоток электроприводов. По современным данным на долю обмоток асинхронных электродвигателей приходится 95–98% общего количества отказов, причем на межвитковую изоляцию приходится 93%, на межфазную – 5% и на корпусную – 2% всех отказов обмоток [1].
При этом убытки обусловлены не только большими затратами на ремонт или замену отказавших электродвигателей, составляющими около 80% стоимости годового выпуска электрических машин, но и от простоя оборудования, в котором была задействована отказавшая электрическая машина [2]. Низкая надежность изоляции обмоток электрических машин во многом зависит от качества изоляции обмоточного провода, от намоточного оборудования и технологии пропитки. Именно в процессе пропитки обмоток пленкой пропиточного состава скрываются дефекты в витковой, межфазной и корпусной изоляции. В результате пропитки повышаются не только электроизоляционные свойства обмоток, но и повышается теплопроводность обмотки, ее влагостойкость, монолитность и другие характеристики, повышающие надежность изоляции обмоток.
Все эти качественные изменения свойств обмотки после пропитки связаны с физическими свойствами самого пропиточного состава, а также и с количеством этого пропиточного состава, проникшего в полости обмотки и оставшегося в них после операции компаундирования (сушки). Потому вопрос о совершенствовании пропиточных составов и технологии пропитки обмоток весьма актуален.