По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.3 DOI:10.33920/nik-02-2307-03

Магическое мышление и убеждающий текст

Савостьянов Александр Иванович профессор факультета журналистики Института Массмедиа и рекламы РГГУ, Заслуженный деятель искусств РФ, Почетный работник высшего образования РФ, доктор педагогических наук, профессор, 125047, Российская Федерация, г. Москва, ул. Чаянова, д. 15, корп. 7, эл. адрес: rsuh@rsuh.ru

Автор впервые в подобного рода научной литературе обращается к технологической стороне убеждения как одной из основных целей журналистской работы. В статье вскрываются задачи убеждающего текста — заставить читающего поверить автору, принять его доказательства и точку зрения. Автор пытается разобраться, что такое магическое мышление и как работает с ним убеждаюший текст и делает вывод: одним из признаков профессионализма журналиста является умение использовать инструментарий убеждающего текста в любой ситуации.

Литература:

1. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет// Пер. с фран. Е. Кальщикова// СПб.: «Европейский дом», 2002. — 400 с.

2. Пронина Е.Е. Психология журналисткого творчества — 2-е издание. //М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 320 с. // [Электронный ресурс] Электронная библиотека Studme // URL: https://www.studmed.ru/view/pronina-ee-psihologiyazhurnalistskogo-tvorchestva_aec9f44194a.html?page=1 — (дата обращения: 17.01.2023)

3. Субботский Е.В. Коммуникация и магическое мышление// Журн. Известия Южного федерального университета, 2005 // [Электронный ресурс] Электронная библиотека Studme // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsiya-imagicheskoe-myshlenie/viewer — (дата обращения: 16.01.2023)

4. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. // Т. 1: Гл. I-XXX1X // Пер. с англ. М. Рыклина.//М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2001. — 528 с.

1. Levi-Bryul' L. Pervobytnyy mentalitet// Per. s fran. Ye. Kal'shchikova// SPb.: «Yevropeyskiy dom», 2002. — 400 s.

2. Pronina E.E. Psikhologiya zhurnalistkogo tvorchestva — 2-ye izdaniye. //M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2003. — 320 s. // [Elektronnyy resurs] Elektronnaya biblioteka Studme // URL: https://www.studmed.ru/view/pronina-ee-psihologiya-zhurnalistskogo-tvorchestva_aec9f44194a.html?page=1 — (data obrashcheniya: 17.01.2023)

3. Subbotskiy E.V. Kommunikatsiya i magicheskoye myshleniye// Zhurn. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2005 // [Elektronnyy resurs] Elektronnaya biblioteka Studme // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsiya-imagicheskoe-myshlenie/viewer — (data obrashcheniya: 16.01.2023)

4. Frezer Dzh. Dzh. Zolotaya vetv': Issledovaniye magii i religii: V 2 t. // T. 1: Gl. I-XXX1X // Per. s angl. M. Ryklina.//M.: TERRA—Knizhnyy klub, 2001. — 528 s.

Убеждение читателя в чем-либо — очень часто одна из основных целей журналисткой работы. Неважно, на какую область направлено это действие — реклама, пропаганда или научное открытие, но убедить читателя, перетянуть его на свою сторону автору может быть нужно по ряду причин. Как же это сделать, как убедить, скажем, потенциального покупателя в необходимости овладеть каким-то товаром? Казалось бы, все очень просто: изложить последовательно факты производства, честно рассказать о преимуществах, привести какую-то полезную статистику и позволить читателю самому принять решение о покупке. Или же наоборот — немного приукрасить, пообещать «златые горы», «на бумаге» разгромить конкурентов.

Но нетрудно представить себе, что человеку гораздо проще отвергнуть идею, почувствовав давление на себя, чем согласиться с манипулятором.

Мы привыкли думать, что человек образованный, рациональный, находящийся в спокойной обстановке, позволяющей взвесить все «за и против», легко считает попытку обмана. А кто же тогда легко поддастся манипуляции и убеждению? Скорее всего, человек сбитый с толку, эмоционально нестабильный? Обладающий так называемым магическим, то есть дологическим мышлением? Однако, некоторые исследования показывают, что и рациональный, и эмоциональный убеждающий тексты в конце-концов оказывают на воспринимающего один и тот же эффект.

Профессор Субботский пишет, что в специальном эксперименте, вопреки предположению о том, что внушение работает исключительно с эмоциональным и иррациональным уровнями нашей психики, внушение, основанное на рациональности, имело точно такой же эффект воздействия. Другими словами, одинаковой степенью убедительности обладают и магический текст, и рациональный [3]. И точно так же, убеждению в равной степени подвержены и рационалисты, и люди склонные мыслить менее критически.

Получается, «обладать даром убеждения» — это адекватно ситуации использовать тот или иной механизм, то есть ту или иную парадигму человеческого мышления?

Для Цитирования:
Савостьянов Александр Иванович, Магическое мышление и убеждающий текст. Ученый совет. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: