По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Магазинные воры сами выдают себя

Анализ поведения магазинных воров до совершения правонарушения является решающим для его профилактики. В соответствии с учением по криминалистике для эффективной борьбы с воровством в розничной и оптовой торговле наряду с профилактикой и превентивными мерами важны препятствование и привлечение к ответственности правонарушителей.

Однако прежде чем преступник может быть привлечен к ответственности, он естественно должен быть признан подозреваемым в совершении правонарушения. Следующим шагом должно быть задержание подозреваемого и, наконец, предоставление доказательств совершенного преступления, которые можно использовать в суде.

Ниже рассмотрены возможности распознавания злоумышленников. Предварительно необходимо отметить, что для этого имеется два принципиальных метода, но только их комбинация обеспечивает оптимальные предпосылки для успешной борьбы с потерями: первая возможность — увеличение произвольного контроля с помощью технических и электронных средств наблюдения в определенных местах, которые выбираются на основе опыта (в непросматриваемых зонах) или устанавливаются в обязательном порядке (на выходе). Этот метод позволяет распознавать преступников даже сотрудникам, которые не имеют соответствующих навыков. В качестве примера здесь можно назвать видеонаблюдения или применение электронных систем защиты товаров.

Второй метод распознавания магазинных воров заключается в целенаправленном и незаметном наблюдении за вызывающими подозрения клиентами. Этот метод, конечно, требует обширных знаний о поведении преступников и детальных сведений о подготовительных и совершенных ими действий. Это названный последним метод, который также может служить разоблачению нечестных сотрудников, предъявляет несравненно более высокие требования к квалификации сотрудников, используемых в этом деле. Он основан на факте, обоснованном криминалистической наукой, что уголовное преступление обычно подразделяется на 3 этапа: действия до совершения преступления, осуществление его и посткриминальное поведение.

Первая стадия — так называемое поведение до совершения преступления. За ней стоит принятие решения, планирование — и еще не подпадающие под уголовный кодекс — подготовительные действия. Поэтому необходимо рассмотреть способ поведения злоумышленника перед преступлением, который он намерен реализовать в магазине.

Стадия до совершения преступления предшествует стадии 2 — собственно преступлению. Она может начинаться при определенных обстоятельствах с наказуемого подстрекательства, продолжиться в также наказуемом покушении на преступление и закончиться его совершением.

К стадии 2 примыкает стадия 3, которая охватывает посткриминальное поведение (ликвидация следов, создание фальшивого алиби, сохранение украденного). При определенных обстоятельствах на посткриминальной стадии завершение правонарушения подпадает под уголовно-правовое понятие, так как окончание и завершение не проходит одновременно. Это значит, что преступник со своей добычей находится в безопасном для себя месте. В редких случаях в ходе посткриминальной стадии возникает повод для репрессивных мер (например, преступник захочет на следующий день обменять украденное на наличные деньги без товарного чека).

Кто длительное время занимается торговлей, могут подтвердить, что покупателей — в зависимости от их поведения — можно подразделить на различные группы.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ ПОКУПАТЕЛИ

Кто длительное время занимается торговлей, могут подтвердить, что покупателей — в зависимости от их поведения — можно подразделить на различные группы. Имеются покупатели, которые со списком покупок в руках целенаправленно переходят от одной полки к другой, берут необходимые товары и кратчайшим путем спешат к кассе. Другие клиенты неторопливо выбирают из предлагаемых товаров, сравнивают цены и методично убеждаются, что дата истечения срока годности еще не превышена, а упаковка выбранного изделия не повреждена. В целом эти покупатели спокойны и не привлекают к себе внимания.

Другие клиенты проявляют беспокойство и не сконцентрированы. Кажется, что они бегают бесцельно туда-сюда, берут изделия с полок, чтобы через короткий промежуток времени вернуть — возможно даже на другое место. Они очевидно довольно тяжело принимают решение: взять одну упаковку кофе или две, проявляют нерешительность при выборе сорта и необдуманно хватаются за выгодные предложения.

Кроме того, в конце концов, имеется тип покупателей, которые задерживаются в торговом помещении надолго, рассматривают все возможности, берут товар в руки, возвращают на прежнее место. Кажется, они совершенно беспланово движутся в потоке обычных покупателей, чтобы наконец купить какие-нибудь товары, которые более или менее случайно обнаружили. Это тип клиента, кажется, располагает бесконечно большим количеством времени, и от них никто ничего не ожидает.

Охранники, работающие в торговых центрах, часто обращают особое внимание на тип клиента, описанного последним, который, как говорилось выше, бесцельно бродит по отделам магазина.

НЕТ ОДИНАКОВЫХ КЛИЕНТОВ

Уже эти в значительной мере упрощенные отличия делают понятным, что в поведении покупателей имеются существенные различия, которые более или менее бросаются в глаза. Охранники, работающие в торговых центрах, часто обращают особое внимание на тип клиента, описанного последним, который, как говорилось выше, бесцельно бродит по отделам магазина. Скорее всего они будут следовать за покупателем, который нервно берет товары, а затем кладет их где-то в другом месте.

Если спросить охранника торгового центра о причинах, по которым он движется за этими покупателями, то вы получите ответ, что их поведение отличается от преимущественно наблюдаемого «нормального» поведения большинства других покупателей. При этом каждый самостоятельно определяет, что такое «нормальное» поведение. Если охранник сам беспокойный, то спокойный покупатель вызовет у него подозрение, и наоборот.

При этом необходимо учитывать, что не каждое подозрительное поведение, в конце концов, приводит к преступлению.

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ

Это рассмотрение должно привести к определению сути проблемы. Так как поведение правонарушителя несомненно отличается в определенных моментах от поведения честных покупателей, то у обученных наблюдателей имеется возможность распознать его на основе подготовительных действий подозреваемого.

При этом необходимо учитывать, что не каждое подозрительное поведение, в конце концов, приводит к преступлению. И наоборот, многие действия, служащие подготовкой к уголовному преступлению, совершаются злоумышленником совершенно открыто и без особых предосторожностей до тех пор, пока они попадают под категорию «безнаказанные подготовительные действия».

Если кто-то обращается к преступнику из-за этого, то он оправдывается тем, что не сделал ничего запрещенного. И именно это обстоятельство часто позволяет легко обнаружить потенциального вора до совершения правонарушения, даже с предельной изощренностью.

Это обстоятельство требует, чтобы ответственные за безопасность знали о вероломных подготовительных действиях, которые могут быть предвестником возможного преступления. Ниже представлены типичные манеры поведения, которые — при наличии наблюдений — должны быть поводом для их изучения. При этом также важно, чтобы ответственный за безопасность должен точно знать, какие действия еще не являются преступными, и когда эта не подпадающая под уголовную статью подготовка переходит в преступное действие.

Для многих магазинных воров одежда является важным фактором планирования воровства.

ВЫЗЫВАЮЩАЯ ПОДОЗРЕНИЕ ОДЕЖДА

Для многих магазинных воров одежда является важным фактором планирования воровства. Вопервых, одежда предоставляет возможность спрятать предметы в ней или под ней. Кроме того, в одежде можно пронести в торговое пространство предметы, которые необходимы для совершения преступления. В ней даже может быть спрятано оружие, которое носят с собой для защиты в случае ареста. Не бросающаяся в глаза одежда служит маскировкой. Перчатки препятствуют случайному оставлению отпечатков пальцев. Задранные шарфы, поднятые воротники пальто или надвинутые на лоб шапки затрудняют в последствии опознание злоумышленника или идентификацию по видеозаписи.

ОДЕЖДА НЕ ПО СЕЗОНУ

Если одно из описанных ниже наблюдений касается конкретного покупателя, то ему надо уделить повышенное внимание: несмотря на холодное время года, он входит в торговый зал, надев только рубашку или тонкий пуловер. Он может иметь намерение незаметно надеть теплую куртку или пальто, не сталкиваясь с проблемой «утилизации» своей старой куртки. Или: клиент приходит в магазин в середине лета в длинном пальто. Вероятно, он хочет что-то украсть и спрятать это под ним.

Примерами использования неприспособленной к зимним условиям одежды могут быть следующими:

— покупатель приходит в торговый дом под проливным дождем, который идет весь день, без зонта. Возможно он намерен взять с собой зонт, не заплатив за него;

— несмотря на то, что снег идет уже несколько дней и толщина снежного покрова уже составляет полметра, вы замечаете покупателя, который появляется в обувном отделе в изношенных полуботинках на тонкой подошве. Здесь возникает подозрение, что он хочет заменить старую обувь парой новой, пригодной для ношения зимой обуви (он надевает новую обувь, чтобы оставить старую, которую ему не жалко);

— если в отделе косметики появляется покупательница с зонтиком, несмотря на стоящую в течение длительного времени хорошую погоду, то она, может быть, хочет дождаться благоприятного момента, чтобы спрятать в нем предмет косметики.

Неподходящий ансамбль одежды также может вызвать подозрение. Рассмотрим соответствующие ситуации:

— в торговое пространство пришел покупатель, одетый в приличный костюм, но на ногах у него старые сандалии. В этом случае может возникнуть подозрение, что он хочет заменить их на новую пару;

— клиент одет в старые кроссовки, рваные джинсы, хлопчатобумажную рубашку и приличный спортивный пиджак. В этом случае он представляет собой так называемый воровской пиджак с большими специальными карманами для хранения громоздких украденных вещей;

— женщина, относящаяся в соответствии с общим внешним видом городского бродяги (бомжа), поверх своей одежды носит фартук. Здесь можно предположить, что это «воровской» фартук со скрыто размещенными карманами.

Если у злоумышленника обнаружены подобные вспомогательные средства, то можно предположить, что речь может идти о профессиональном преступнике.

ПРОНЕСЕННЫЕ С СОБОЙ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ПОДОЗРЕНИЯ ПРЕДМЕТЫ

Другой отправной точкой является то, что покупатель может прийти в магазин с намерением украсть, могут служить предметы, которые он взял с собой. Выше уже упоминался случай с зонтиком. Кроме того, заслуживает особого внимания описанный ниже подбор предметов — но это естественно не означает, что каждый покупатель, имеющий при себе такой предмет, намерен что-то украсть. К ним относятся:

— сумки всех видов, особенно если их носят открытыми;

— детские коляски, поскольку в них или под ними можно разместить товары;

— газеты, которые носят в сложенном виде под мышкой;

— предметы одежды, носимые через руку;

— другие емкости всех видов, например, футляр для скрипки или кружка для сбора пожертвований.

Кроме того, подозрение могут вызвать и другие предметы, которые не служат местом хранения украденного, но могут способствовать совершению преступления. К ним относятся:

— нож для наклеивания обоев или лезвие для безопасной бритвы для разрезания полимерных упаковок;

— маникюрные ножницы для срезания текстильных этикеток;

— мощные магниты для снятия защитных этикеток;

— отвертка для вскрытия витрин;

— свинцовая фольга для создания помех в работе антенн.

Если у злоумышленника обнаружены подобные вспомогательные средства, то можно предположить, что речь может идти о профессиональном преступнике. В этом случае всегда следует вызывать представителя полиции и настаивать на обыске его квартиры.

ОТКАЗ ОТ СПУТНИКА

Если ведется наблюдение за лицами, явно связанными друг с другом, которые в торговом помещении притворяются, что это не так, и они не знакомы, то тут требуется особое внимание. Здесь может возникнуть подозрение, что один из них намерен совершить преступление, а второй стоит на страже или оказывает вспомогательные услуги. Цель такого поведения — облегчение выявления возможного охранника-наблюдателя, который ведет слежку за подозреваемым лицом, с помощью второго, как бы не участвующего лица.

Наблюдатель сосредотачивает все свое внимание на подозреваемом и при этом в случае необходимости полностью отказывается от своей маскировки по отношению к третьим не подозреваемым лицам. Это облегчает соучастнику преступления обнаружить наблюдателя и потом предупредить злоумышленника.

Этот десятки раз наблюдаемый «тревожный» взгляд настолько неповторим, что до сих пор не установлен ни у одного честного покупателя.

ТРЕВОЖНЫЙ ВЗГЛЯД

Почти абсолютно точный признак того, что в отделе самообслуживания неизбежно воровство: взгляд преступника для оценки собственной безопасности непосредственно перед преступлением необходимо считать «тревожным». Как это происходит?

Шаг 1: Исходное положение заключается в том, что злоумышленник кладет выбранное изделие в свою тележку для покупок в пределах легкой досягаемости, чтобы его можно было сразу достать. Кроме того, он по возможности приспособил открытую сумку к ручке своей тележки для покупок. Таким образом, подготовка завершена.

Шаг 2: Теперь преступник ищет благоприятное место для совершения задуманного. Поэтому он перемещает свою тележку для покупок вдоль прохода между полками, от которого ответвляется поперечный проход (но не перекресток). По мере того как злоумышленник приближается к месту примыкания поперечного прохода, он сначала бросает взгляд вперед и потом сразу назад, чтобы установить, имеются ли другие покупатели вблизи места примыкания. Если они имеются, то следует следующий шаг.

Шаг 3: Преступник знает, что ему не опасно перемещаться по проходу. Здесь важно, чтобы в поперечном проходе, в который намеревается свернуть преступник, не было никого, кто мог бы за ним наблюдать, как он собирается совершать кражу. Для него существует определенный риск: в тот самый момент, когда он кладет товар в сумку, в том же проходе с противоположной стороны может появиться другой покупатель, становящийся свидетелем преступления.

Шаг 4: Чтобы свести к минимуму риск своего обнаружения, преступник должен непрерывно наблюдать во время совершения преступления за пространством перед собой, чтобы при малейших признаках опасности отказаться от своих намерений. Поэтому для своей безопасности он непрерывно наблюдает за другим концом прохода после сворачивания в поперечный проход и одновременно точно запоминает расположение товара, на который он нацелился, чтобы затем сразу схватить его.

И этот чрезвычайно типичный взгляд возникает почти за секунду до того момента, когда злоумышленник поворачивает в поперечный проход! При этом он смотрит строго вперед и только на короткое мгновение опускает взгляд на тележку с покупками. Этот десятки раз наблюдаемый «тревожный» взгляд настолько неповторим, что до сих пор не установлен ни у одного честного покупателя.

И практически никто из подозреваемых, которого опознали по этому взгляду, не пытался, по меньшей мере, непосредственно в этой связи положить предмет в карман!

Таким образом, можно утверждать, что имеется множество возможностей осуществлять эффективную профилактику воровства в дополнении к дорогостоящим системам безопасности и повышению квалификации службы охраны в розничной и оптовой торговле. Предпосылкой для этого является полномасштабные знания о всех способах совершения преступления нечестными покупателями, собственным и сторонним персоналом.

Имеется множество возможностей осуществлять эффективную профилактику воровства в дополнении к дорогостоящим системам безопасности и повышению квалификации службы охраны в розничной и оптовой торговле.

Язык статьи:
Действия с выбранными: