По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

М62: Советский долгожитель

В 2024 году исполняется 60 лет с момента выпуска первого тепловоза серии М62, который в среде железнодорожников получил ласковое наименование «Машка». Вспомним интересные факты об истории создания и эксплуатации легендарного локомотива.

История создания магистрального грузопассажирского тепловоза М62 уходит корнями в советское прошлое нашей страны. Изначально он предназначался для поставок в Венгрию взамен локомотивов Di3 шведской фирмы NOHAB. По воспоминаниям современников, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев лично выражал недовольство тем, что страна социалистического лагеря закупала подвижной состав у капиталистических соседей. Так возникла инициатива предложить советский аналог, который не только не уступал бы своему западному предшественнику, но и превосходил его.

На эту роль сначала претендовал уже существовавший на тот момент тепловоз с гидропередачей модели ТГ102. Однако он отличался повышенной вибрацией, очень шумной кабиной и некоторыми другими недостатками, из-за чего от этого варианта решили отказаться в пользу новой модели.

В 1964 году за реализацию проекта взялся Луганский тепловозостроительный завод. Непосредственное участие в разработке принял главный конструктор предприятия Алексей Коняев. Два опытных экземпляра тепловоза европейского габарита 02Т были готовы уже через год. Чтобы они могли пройти испытания на советских железных дорогах, колесные пары были установлены для широкой колеи. Несмотря на ряд замечаний, результаты испытаний показали, что М62 превосходит основной тепловоз того времени ТЭ3 в плане дизельного топлива и в целом эксплуатационной надежности.

Кстати, новый тепловоз мог получить название ТЭ112, но поскольку он проектировался для Венгрии, то ему суждено было стать М62, что соответствовало венгерской системе обозначения и расшифровывалось как «дизельный локомотив, шестиосный, 2-го типа».

Первые серийные образцы тут же начали поставляться на экспорт — сначала в Венгрию, затем в Польшу (под индексом ST44), Чехословакию (Т679.1, а позднее 781) и ГДР (сначала V200, потом BR120, затем BR220). М62 дошли даже до Кубы (61.6), куда доставлялись морскими судами, и КНДР (под родным названием К62)! Экспортные модификации имели схожие технические характеристики, но по требованию страны-заказчика вносились некоторые изменения в конструкцию. Обычно это касалось тормозного оборудования, бандажного профиля и оформления внешнего вида.

Для Цитирования:
М62: Советский долгожитель. Железнодорожник. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: