Статья поступила 15.04.2017 г.
31 октября 2017 г. мировая общественность будет отмечать 500-летие Реформации — широкого религиозного и общественно-политическое движения, направленного на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Началом Реформации в Германии (и чуть позже в Швейцарии) принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 г., по легенде, он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности, против продажи индульгенций.
Следствием Реформации явилось возникновение протестантизма — одного из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Протестантизм быстро распространился по многим странам Западной Европы. Он знаменовал собой новый поворот в развитии европейской цивилизации, выступая идеологическим обоснованием слома феодализма и формирования буржуазных отношений. Россию, как страну православную, это движение, естественно, не затронуло, однако первые протестанты-иностранцы — лютеране — появились в Москве и Новгороде Великом еще при жизни М. Лютера, в последние годы правления великого князя Василия Ивановича (1524–1533). С этого момента сами лютеране ведут отсчет своей истории в России, поскольку из вероисповедания иностранцев лютеранство постепенно становится вероисповеданием сначала незначительной, но со временем все более заметной части населения России, демонстрируя высокую степень приспособляемости к иным национальностям, социальным и экономическим условиям, отличным от тех, в которых он возник на Западе1.
К XVIII–XIX вв. лютеранство исповедовали многие российские подданные — население западных губерний и Великого княжества Финляндского. Небольшие общины Лютеранской церкви имелись и в других регионах страны. Среди лютеран были государственные и военные деятели, представители науки и культуры.