По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ловушки дифференциации в финансировании университетов в условиях бюджетных ограничений

Тенденции общественного спроса на образование и наметившийся дисбаланс спроса и предложения в секторе высшего образования позволяют выдвинуть гипотезу о трансформации роли университетов в региональной экономике и выявить ловушки региональной дифференциации. В условиях дифференциации финансового обеспечения вузов меняются основные параметры экономических ресурсов в образовании.

из досье

Ирина Всеволодовна Абанкина,

директор Института развития образования, кандидат экономических наук, ординарный профессор, НИУ ВШЭ

В России стабилизировать своё финансовое положение вузам позволяет диверсификация источников финансирования. Однако этот процесс идёт крайне медленно, и пока основным дополнительным источником доходов вузов в России служит расширение объёмов платного образования. Фактически мы сталкиваемся с феноменом эффекта ловушки дифференциации, последствием которого является усиливающееся расслоение вузов по объёмам и источникам финансирования1 .

В качестве информационной основы использованы базы данных Росстата, Единой информационной системы обеспечения деятельности Минобрнауки России и аналитической компоненты Комплексной системы управления финансами Минобрнауки России за 2013–2015 гг.

Первая ловушка — рассогласование спроса на высшее образование со стороны семей и предложений контрольных цифр приёма по направлениям подготовки за счёт бюджетных средств.

Изменение структуры спроса на высшее образование является результатом взаимодействия экономической и социальной реальности с общественным сознанием. В настоящее время установление контрольных цифр приёма проводится административным способом.

Спрос на бакалавриат и магистратуру подвержен влиянию отличающихся друг от друга сил/ факторов. Спрос на бакалавриат определяется предпочтениями семей и зависит от уже сформированных стереотипов, влияния массовой культуры, моды, СМИ, рекламы, слухов и т.п., а также отразившихся в массовом восприятии реальных сигналов рынка труда — в какой профессии можно заработать, где требуются специалисты, где охотно берут молодёжь.

При планировании КЦП отдельно рассматриваются два уровня образования — бакалавриат (вместе со специалитетом, так как по типу поведения потребителя они практически не отличаются) и магистратура с аспирантурой. Причём спрос на «верхние» уровни высшего образования находится в прямой зависимости от выпуска бакалавриата и специалитета, а также бюджетных ограничений и государственной политики в приоритетных направлениях подготовки.

Для Цитирования:
И.В. Абанкина, Т.В. Абанкина, Л.М. Филатова, Ловушки дифференциации в финансировании университетов в условиях бюджетных ограничений. Ректор ВУЗа. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: