из досье
Ирина Всеволодовна Абанкина,
директор Института развития образования, кандидат экономических наук, ординарный профессор, НИУ ВШЭ
В России стабилизировать своё финансовое положение вузам позволяет диверсификация источников финансирования. Однако этот процесс идёт крайне медленно, и пока основным дополнительным источником доходов вузов в России служит расширение объёмов платного образования. Фактически мы сталкиваемся с феноменом эффекта ловушки дифференциации, последствием которого является усиливающееся расслоение вузов по объёмам и источникам финансирования1 .
В качестве информационной основы использованы базы данных Росстата, Единой информационной системы обеспечения деятельности Минобрнауки России и аналитической компоненты Комплексной системы управления финансами Минобрнауки России за 2013–2015 гг.
Первая ловушка — рассогласование спроса на высшее образование со стороны семей и предложений контрольных цифр приёма по направлениям подготовки за счёт бюджетных средств.
Изменение структуры спроса на высшее образование является результатом взаимодействия экономической и социальной реальности с общественным сознанием. В настоящее время установление контрольных цифр приёма проводится административным способом.
Спрос на бакалавриат и магистратуру подвержен влиянию отличающихся друг от друга сил/ факторов. Спрос на бакалавриат определяется предпочтениями семей и зависит от уже сформированных стереотипов, влияния массовой культуры, моды, СМИ, рекламы, слухов и т.п., а также отразившихся в массовом восприятии реальных сигналов рынка труда — в какой профессии можно заработать, где требуются специалисты, где охотно берут молодёжь.
При планировании КЦП отдельно рассматриваются два уровня образования — бакалавриат (вместе со специалитетом, так как по типу поведения потребителя они практически не отличаются) и магистратура с аспирантурой. Причём спрос на «верхние» уровни высшего образования находится в прямой зависимости от выпуска бакалавриата и специалитета, а также бюджетных ограничений и государственной политики в приоритетных направлениях подготовки.