По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Лондонское метро

Мы заканчиваем рассказ о лондонском метро, начатый во втором номере нашего журнала («Железнодорожник» №2/2024). Как известно, 10 января 1863 года, открылась лондонская подземка — первый в мире метрополитен.

С момента открытия метро, поезда были на паровой тяге, попросту говоря — паровозы. Не сложно представить, что испытывали на себе пассажиры подземки. Тем не менее, как говорят англичане: time is money, поэтому они выбирали время, которое — деньги. И лучше полчаса с дымком, чем долгое время но пешком или на лошади. Условия проезда, конечно, были ужасными и по воспоминаниям современников, люди проехавшие линию целиком, могли выйти из вагона черными как трубочисты.

Транспортная ситуация во многих крупных городах мира была критической. Все понимали что метро — это панацея, но никто больше не рисковал пускать людей в эти дымовые камеры. Вентиляция тогда оставляла желать лучшего, да и с таким количеством дыма и современная вентиляция с трудом бы справлялась. И вот переломный момент наступил в 1890 году, когда немецкой фирмой Зименс был построен первый в мире относительно мощный электровоз, который сразу же пустили под землю (первый, демонстрационный электровоз мощностью 4 л.с. Зименсы представили на выставке ещё в 1879 году). Эпоха железнодорожных электровозов была ещё далеко впереди, все-таки первые машины были достаточно слабыми и для работы на железной дороге не годились. Паровозов там ещё хватило более чем на полвека. Кстати, стоит добавить что у первого электровоза есть российские гены. В 1875 году, российский инженер Фёдор Пироцкий, под Санкт-Петербургом, в Сестрорецке впервые в мире запускает вагоны на электрической тяге. Было электрифицировано около одной версты пути. В его конструкции рельсы были подключены к генератору Грамма. Оба рельса были изолированы от земли, один из них был прямым проводником, а другой обратным.

В 1880 году модернизирует городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переводя их на электрическую тягу и 22 августа (3 сентября) 1880 года необычный общественный транспорт начинает перевозить жителей Санкт-Петербурга, несмотря на открытые протесты владельцев трамваев на конной тяге. Эксперименты Пироцкого продолжались вплоть до конца сентября 1880 года. У него не было денег для продолжения своих экспериментов, но его электрическим трамваем заинтересовались во всём мире. Среди людей, которые проводили встречи с ним, был Карл Сименс, сильно интересовавшийся и имевший множество вопросов. В 1881 году братья фон Сименс открывают в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию, а уже в 1892 году создаёт первый электровоз, который стал значительно мощнее трамвайных вагонов. В Российской империи постоянно действующий электрический трамвай появился только в 1892 году. Но это уже совсем другая история... Тем не менее, появление электровоза дало толчок к развитию метрополитенов во всём мире. Линии Лондонского метро начали также переводиться на электрическую тягу, которая завершилась к 1920-м годам.

Для Цитирования:
Владимир Горайчук, Дмитрий Аксёнов, Лондонское метро. Железнодорожник. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: