По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89 DOI:10.33920/med-01-2304-06

Локус контроля как основополагающий фактор благоприятного эмоционального состояния и мотивации к достижению успеха

Барыльник Софья Николаевна студентка 6-го курса лечебного факультета, ФГБОУ ВО Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5740-6656, e-mail: sbarylnik@yandex.ru

Целью работы было изучение влияние локуса контроля на мотивацию к достижению успеха и эмоциональное состояние обучающихся. Методы. В исследовании приняли участие 127 студентов (66 девушек и 61 юноша) первого года обучения лечебного и педиатрического факультетов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. В качестве методов исследования были использованы: Опросник уровня субъективного контроля (УСК), Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха; тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва и методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку. Результаты. Показатель «Шкала общей интернальности» (Опросник уровня субъективного контроля) положительно коррелирует с показателем «Мотивация» — методикой Т. Элерса (0,61) и отрицательно с «Самооценкой» — тестом-опросником С.В. Ковалёва ( — 0,96), а также показателями методики Г. Айзенка: «Агрессивностью» ( — 0,96), «Тревожностью» ( —0,97), «Фрустрацией» ( —0,90) и «Ригидностью» (—0,88). Полученные данные подтверждают наличие сильной связи между изучаемыми параметрами. Интернальность действительно детерминирует поведение индивида, являясь неким механизмом внутреннего контроля для успешного достижения целей.

Литература:

1. Sovereign G., Walker B.R. (2020). Mind, body and wellbeing: Reinforcement sensitivity theory and self-cultivation systems as wellbeing influencers. Journal of Happiness Studies, 22 (1), 1–20. https://doi.org/10.1007/s10902-019-00216-5

2. Токарева, В.Б. Локус контроля как метакогнитивный процесс профессиональной деятельности субъекта / В.Б. Токарева // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. — 2020. — № 1 (51). — С. 134–138.

3. Антошкина Е.А. Локус контроля и его влияние на трудовую деятельность // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2021. — № 1 (61). — С. 39–46.

4. Антошкина Е.А., Филонова О.С. Взаимосвязь локуса контроля с другими характеристиками личности // сборник статей III Международной научно-практической конференции «Наука и современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации,». — Пенза: Наука и Просвещение. — 2021. — С. 83–85.

5. Dağ İ., Şen G. (2018). The mediating role of perceived social support in the relationships between general causality orientations and locus of control with psychopathological symptoms. Europe’s Journal of Psychology, 14 (3), 531–553. https://doi.org/10.5964/ejop.v14i3.1563

6. Каширская И.К. Гендерные особенности локуса контроля у старшеклассников с разным типом гендерной идентичности // Мир университетской науки: культура, образование. — 2018. — No 9. — С. 106–112.

7. Крысь, К.И. Локус контроля как фактор успешной учебной деятельности студентов // Психология в системе социально-производственных отношений: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Красноярск. — 2020. — С. 48–50.

8. Барыльник, С.Н. Проблема девиантного поведения подростков в условиях школы-интерната / С.Н. Барыльник // Теория права и межгосударственных отношений. — 2022. — Т. 1. — № 9 (21). — С. 206–213

9. Гомбоева, Д.Б. К проблеме изучения локуса-контроля, тревожности и социальной фрустрированности у лиц с алкогольной зависимостью // Практическая психология в условиях современных кризисов: проблемы, перспективы и решения: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Улан-Удэ. — 2021. — С. 62–65.

10. Дивеев, Д.В. Особенности саморегуляции студентов-первокурсников с различным уровнем интернальности на этапе адаптации к условиям вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2021. — № 4 (58). — С. 214–220. — DOI 10.46845/2071-5331-2021-4-58-214-220.

1. Sovereign G., Walker B. R. (2020). Mind, body and wellbeing: Reinforcement sensitivity theory and self-cultivation systems as wellbeing influencers. Journal of Happiness Studies, 22(1), 1–20. https://doi.org/10.1007/s10902-019-00216-5

2. Tokareva, V.B. Lokus kontrolia kak metakognitivnyi protsess professionalnoi deiatelnosti subiekta [Locus of control as a metacognitive process of the subject’s professional activity] / V.B. Tokareva // Vestnik Iaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova [Bulletin of the Yaroslavl State University named after P.G. Demidov]. Series Humanities.2020; 1 (51):134-138. (In Russ.)

3. Antoshkina E.A. Lokus kontrolia i ego vliianie na trudovuiu deiatelnost [Locus of control and its impact on labor activity] // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniiakh [New in Psychological and Pedagogical Research]. 2021; 1 (61):39-46. (In Russ.)

4. Antoshkina E.A., Filonova O.S. Vzaimosviaz lokusa kontrolia s drugimi kharakteristikami lichnosti [The relationship of the locus of control with other personality characteristics] // Collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference "Science and Modern Education: Topical Issues, Achievements and Innovations". Penza: Science and Education.2021; 1:83-85. (In Russ.)

5. Dağ İ., Şen G. (2018). The mediating role of perceived social support in the relationships between general causality orientations and locus of control with psychopathological symptoms. Europe's Journal of Psychology, 14(3), 531–553. https://doi.org/10.5964/ejop.v14i3.1563

6. Kashirskaia I.K. Gendernye osobennosti lokusa kontrolia u starsheklassnikov s raznym tipom gendernoi identichnosti [Gender features of the locus of control in high school students with different types of gender identity] // Mir universitetskoi nauki: kultura, obrazovanie [World of University Science: Culture, Education]. 2018; 9:106–112. (In Russ.)

7. Krys, K.I. Lokus kontrolia kak faktor uspeshnoi uchebnoi deiatelnosti studentov [Locus of control as a factor in successful educational activities of students] // Psikhologiia v sisteme sotsialno-proizvodstvennykh otnoshenii [Psychology in the System of Social and Industrial Relations]: Collection of materials of the III International scientific and practical conference, Krasnoyarsk. 2020; 1:48-50. (In Russ.)

8. Barylnik, S.N. Problema deviantnogo povedeniia podrostkov v usloviiakh shkoly-internata [The problem of deviant behavior of adolescents in a boarding school] / S.N. Barylnik // Teoriia prava i mezhgosudarstvennykh otnoshenii [Theory of Law and Interstate Relations]. 2022; 9 (21): 206213 (In Russ.)

9. Gomboeva, D.B. K probleme izucheniia lokusa-kontrolia, trevozhnosti i sotsialnoi frustrirovannosti u lits s alkogolnoi zavisimostiu [On the problem of studying the locus of control, anxiety and social frustration in people with alcohol dependence] // Prakticheskaia psikhologiia v usloviiakh sovremennykh krizisov: problemy, perspektivy i resheniia [Practical Psychology in Modern Crises: Problems, Prospects and Solutions]: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Ulan-Ude. 2021; 1:62-65. (In Russ.)

10. Diveev, D.V. Osobennosti samoreguliatsii studentov-pervokursnikov s razlichnym urovnem internalnosti na etape adaptatsii k usloviiam vuza [Features of self-regulation of first-year students with different levels of internality at the stage of adaptation to the conditions of the higher educational institution] // Izvestiia Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences]. 2021; 4 (58):214-220. – DOI 10.46845/2071-5331-2021-458-214-220. (In Russ.)

В современной психологии существует множество исследований, направленных на установление связи личности и ее достижений [1, с. 1]. Стремление достичь большего является генератором жизнедеятельности человека. Однако в настоящее время мотивация достижения успеха является не до конца изученной областью, как и факторы, влияющие на уровень мотивации. Одним из таких факторов является локус контроля [2, с. 136].

Понятие «локус контроля» ввел Дж. Роттер и определил его как свойство личности приписывать ответственность за свои успехи или неудачи внутренним или внешним факторам. Большую роль в формировании локуса контроля играет воспитание и отношение родителей к ребенку [3, с. 40]. Интернальность, или внутренний локус контроля, характеризуется сосредоточением на собственных усилиях и поиском причин происходящего в себе самом. Экстернальность же, или внешний локус контроля, соответствует поискам причин поведения вовне. Экстерналам свойственны прокрастинация и недоверие к окружающим, неожиданные ситуация и непредвиденные обстоятельства воспринимаются ими крайне болезненно. Интерналы уверены: успех — результат их собственных поступков, они внимательны, устойчивы к внешнему воздействию, однако имеют склонность к постановке не всегда выполнимых задач, так как убеждены в том, что любые обстоятельства преодолимы [4, с. 84].

В данной работе локус контроля рассматривался как интегральная характеристика личности: общий показатель локуса контроля демонстрирует общую направленность личности. Предполагается, что уровень субъективного контроля личности оказывает значительное влияние не только на мотивацию к достижению успеха, но и на эмоциональное состояние [5, с. 532].

В исследовании приняли участие 127 студентов (66 девушек и 61 юноша) первого года обучения лечебного и педиатрического факультетов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. В качестве методов исследования были использованы: Опросник уровня субъективного контроля (УСК), предназначенный для диагностики интернальности — экстернальности, т. е. степени готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним вокруг него; Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха; тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва и методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку.

Для Цитирования:
Барыльник Софья Николаевна, Локус контроля как основополагающий фактор благоприятного эмоционального состояния и мотивации к достижению успеха. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: