В современной психологии существует множество исследований, направленных на установление связи личности и ее достижений [1, с. 1]. Стремление достичь большего является генератором жизнедеятельности человека. Однако в настоящее время мотивация достижения успеха является не до конца изученной областью, как и факторы, влияющие на уровень мотивации. Одним из таких факторов является локус контроля [2, с. 136].
Понятие «локус контроля» ввел Дж. Роттер и определил его как свойство личности приписывать ответственность за свои успехи или неудачи внутренним или внешним факторам. Большую роль в формировании локуса контроля играет воспитание и отношение родителей к ребенку [3, с. 40]. Интернальность, или внутренний локус контроля, характеризуется сосредоточением на собственных усилиях и поиском причин происходящего в себе самом. Экстернальность же, или внешний локус контроля, соответствует поискам причин поведения вовне. Экстерналам свойственны прокрастинация и недоверие к окружающим, неожиданные ситуация и непредвиденные обстоятельства воспринимаются ими крайне болезненно. Интерналы уверены: успех — результат их собственных поступков, они внимательны, устойчивы к внешнему воздействию, однако имеют склонность к постановке не всегда выполнимых задач, так как убеждены в том, что любые обстоятельства преодолимы [4, с. 84].
В данной работе локус контроля рассматривался как интегральная характеристика личности: общий показатель локуса контроля демонстрирует общую направленность личности. Предполагается, что уровень субъективного контроля личности оказывает значительное влияние не только на мотивацию к достижению успеха, но и на эмоциональное состояние [5, с. 532].
В исследовании приняли участие 127 студентов (66 девушек и 61 юноша) первого года обучения лечебного и педиатрического факультетов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. В качестве методов исследования были использованы: Опросник уровня субъективного контроля (УСК), предназначенный для диагностики интернальности — экстернальности, т. е. степени готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним вокруг него; Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха; тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва и методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку.