Любая организационная структура для обеспечения нормальной жизнедеятельности должна иметь заранее выстроенную систему и практику взаимоотношений противостоящих сторон. Работодатель, т.е. физическое или юридическое лицо (организация), вступившая в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ), должен выстраивать данную систему в соответствии с трудовым законодательством.
Так, в согласно закону г. Москвы от 12.03.2008 № 11 (с изм. на 24 июня 2015 г.) Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в области охраны труда на принципах социального партнерства и во взаимодействии с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками (ст. 8).
В соответствии с примерным макетом коллективного договора, подготовленным Московской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 29.10.2014, стороны договорились обеспечить создание системы управления охраной труда. Ее функционирование осуществляется через комитеты (комиссии) по охране труда, уполномоченных по охране труда профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа проверки соблюдения законодательных и иных нормативных актов об охране труда, выполнением обязательств работодателя по охране труда, предусмотренных коллективным договором и соглашением об охране труда. Иными словами, сами работники непосредственно или через своих представителей могут участвовать в осуществлении мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья на производстве. Таким образом, охрана труда является сферой действия обеих сторон трудовых отношений.
Действия работодателя в названной сфере обозначены в ТК РФ еще на стадии заключения трудового договора. В соответствии с ч. 3 ст. 68 ТК РФ работодатель до возникновения трудовых отношений обязан ознакомить работника под роспись с тремя группами локальных документов: коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника. Каждый из названных источников имеет обогащенное содержание, располагает, как правило, приложениями или ссылками на другие локальные нормы, требует от разработчиков значительного внимания к их регламентации и постоянному обновлению.