Изменения, произошедшие в экономике страны за последние десятилетия, усилили децентрализацию правового регулирования труда. Как следствие, локальные нормативные акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения и принимаемые работодателем, постепенно приобретают все большее значение в количественном и содержательном отношении.
В науке трудового права локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, традиционно относят к источникам трудового права [1]. Указанная разновидность источников трудового права связана с локальной нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях, либо социальными партнерами — работодателями (их представителями) и работниками (их представителями), либо только работодателями.
Отнесение к источникам трудового таких специфических правовых актов обусловлено становлением и развитием принципа сочетания государственного и договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК). Отличительной чертой источников трудового права является наличие в них целого ряда норм, которые заранее предполагают необходимость конкретизации применительно к данной организации. Нормативные правовые акты, принятые в централизованном порядке, предусматривают принятие локальных нормативных актов там, где невозможно прямое применение общей нормы к конкретным случаям, и поэтому в развитие общей нормы должны быть изданы локальные нормативные акты, определяющие конкретные права и обязанности, вытекающие из общей нормы.
В юридической литературе обоснованно выделялись следующие особенности локальных норм права, как норм:
1) имеющих ограниченную сферу действия, 2) конкретизирующих и модифицирующих общую норму сообразно с местными условиями, 3) охватывающих более узкий и менее значимый круг общественных отношений; 4) регулирующих тот комплекс общественных отношений, который не урегулирован нормами общего значения, но правовое опосредование которого обусловлено принципами данной отрасли права