Статья поступила 18.05.2025 г. Статья одобрена к публикации 12.07.2025 г.
Появление локального культурного слоя, как правило, становится продолжением общего, так называемого «духа эпохи» или «настроения времени», в котором живут современники. Локальная поэтическая традиция, ограниченная районным или региональным проживанием автора, использует все достижения предыдущего литературного опыта, если и добавляя свое собственное, то ограничиваясь лексемами, характерными в употреблении в той или иной местности.
Характерным примером можно назвать тексты поэтов запада Москвы, объединенных общей историей — проживанием на территории бывшего подмосковного города Кунцево, вошедшего в 1961 году в состав Москвы.
Во второй половине 50-х годов советская поэзия отражала то состояние духовного обновления и подъёма, которое переживало общество. Внедрение в быт радио и телевидения обеспечили поэтов массовой аудиторией. Литературные объединения продолжили традицию кружков ХIХ века, дали возможность каждому желающему писать стихи и быть услышанным. Главной линий развития поэзии стало обращение к современности. «Поэтические строки 1950-х годов исполнены пристального внимания к настоящему с его острыми проблемами, противоречиями и конфликтами, с его буднями и героической историей» [5, c. 349].
Следующие десять лет литература размышляет о причинах войны, ищет ответы на вопрос: что нужно сделать, чтобы никогда не повторилось кровопролитие? В ее строчках звучит сильнейший гуманистический призыв к миру. В проникновенных поэтических раздумьях и переживаниях современника 1960-х годов раскрываются сложные, драматические пути истории, воплощается суровая память Великой отечественной войны. Важнейшим предметом философско-поэтического размышления и исследования для многих авторов стала тема природы.
«В конце 1960-х — начале 1970-х годов раздумья о задачах поэзии и миссии поэта звучат в стихах многих поэтов. В своих стихотворениях они раскрывают отношение человека к Родине, природе, планете. Чувство полноты жизненных связей с миром, постигаемое в неустанном творческом труде, — главное в их самосознании» [6, c. 24].