Разработка и реализация новых форм, средств и методов корекционно-развивающего обучения и воспитания, формирование у детей речевой поликомпетентности является одной из основных задач современной логопедии. Ведущее место среди ведущих форм коррекционно-развивающей работы с детьми как дошкольного, так и школьного возраста с нарушениями речи занимает логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферийного культурно-двигательного аппарата. Поиски новых нетрадиционных видов массажа, обновления материальнотехнической базы логопедического кабинета специальным оборудованием для проведения массажа помогают сделать коррекционные игры-занятия интересными и эффективными. При сложных речевых нарушениях в фонетико-фонематическим звене применение логопедического массажа особенно полезно и продуктивно.
Цель статьи: анализ особенностей применения развивающего массажа в логопедической работе с дошкольниками.
Современная статистика показывает, что в последнее время увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Это обусловлено рядом факторов, оказывающих особое влияние на развитие речи детей:
• увеличение числа дошкольников с особенностями развития;
• увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями;
• фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи;
• дефицит внимания взрослых к развитию речи детей, избыток телевизионной и компьютерной информации вместо живого общения.
Поэтому проблема развития речи младших дошкольников приобрела особую актуальность в последнее десятилетие работы системы дошкольного образования. Перед педагогами возникает потребность в новых исследованиях речевого развития дошкольников, применении новых педагогических технологий [6]. Так начался наш поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками.