По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.36–053.5 DOI:10.33920/pol-01-2101-12

Логопедические технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста с нарушенным развитием речи

Ольга Юрьевна Муллер канд. пед. наук, старший преподаватель, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет» 628412, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, пр-т Ленина, д. 1 тел. +7 982 881 6145, E-mail: olga_megion@mail.ru

В статье раскрываются особенности применения коррекционно-развивающего массажа в работе логопеда с дошкольниками. Перед педагогами возникает потребность в новых исследованиях речевого развития дошкольников, применении новых педагогических технологий. Актуальность и важность проблемы послужили основанием для разработки системы логопедической технологии применения развивающегося массажа в логопедической практике. На основе изученной методической литературы автором разработаны пять блоков комплексов игр и упражнений развивающего массажа. В начале и в конце работы проводилась диагностика дошкольников, которая позволила увидеть, что комплексы развивающего массажа, разработанные автором, дают возможность эффективно проводить коррекцию речевых нарушений.

Литература:

1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов-н/Д: Феникс, 2011. — 109 с.

2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж / Е. А. Дьякова. — М.: Академия, 2005. — 106 с.

3. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика / Е. Н. Краузе. — СПб.: «КОРОНА принт», 2004. — 77 с.

4. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: пособие для учителя-дефектолога / М. И. Лынская / под. ред. С. Н. Шаховской. — М.: Парадигма, 2015. — 128 с.

5. Оглоблина И. Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста / И. Ю. Оглоблина, С. Ю. Танцюра. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 64 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/.

7. Шичанина О. В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков / О. В. Шичанина // Логопед. — 2005. — № 5. — С. 96–99.

1. Akimenko V.M. Developing technologies in speech therapy / V.M. Akimenko. – Rostov-on-Don: Phoenix, 2011. - 109 p.

2. Diakova E.A. Speech therapy massage / E.A. Diakova. - M., "Academy", 2005. - 106 p.

3. Krauze E.N. Speech therapy massage and articulatory gymnastics / E.N. Krauze. - St. Petersburg: "KORONA print", 2004. - 77 p.

4. Lynskaia M.I. Formation of speech activity in non-speaking children using innovative technologies: [manual for a teacher-defectologist] / M.I. Lynskaia; ed. S.N. Shakhovskaia. - M.: Paradigma, 2015. - 128 p.

5. Ogloblina I.Iu. Speech therapy massage: games and exercises for children of early and preschool age / I.Iu. Ogloblina, S.Iu. Tantsiura. - M.: TC Sphere, 2019. - 64 p.

6. Federal state educational standard of preschool education [Electronic resource]. - Access mode: https://base.garant.ru/70512244/.

7. Shichanina O.V. Game techniques of correctional work to automate the sounds set / O.V. Shichanina // Speech therapist. - 2005. - No. 5. - P. 96-99.

Разработка и реализация новых форм, средств и методов корекционно-развивающего обучения и воспитания, формирование у детей речевой поликомпетентности является одной из основных задач современной логопедии. Ведущее место среди ведущих форм коррекционно-развивающей работы с детьми как дошкольного, так и школьного возраста с нарушениями речи занимает логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферийного культурно-двигательного аппарата. Поиски новых нетрадиционных видов массажа, обновления материальнотехнической базы логопедического кабинета специальным оборудованием для проведения массажа помогают сделать коррекционные игры-занятия интересными и эффективными. При сложных речевых нарушениях в фонетико-фонематическим звене применение логопедического массажа особенно полезно и продуктивно.

Цель статьи: анализ особенностей применения развивающего массажа в логопедической работе с дошкольниками.

Современная статистика показывает, что в последнее время увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Это обусловлено рядом факторов, оказывающих особое влияние на развитие речи детей:

• увеличение числа дошкольников с особенностями развития;

• увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями;

• фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи;

• дефицит внимания взрослых к развитию речи детей, избыток телевизионной и компьютерной информации вместо живого общения.

Поэтому проблема развития речи младших дошкольников приобрела особую актуальность в последнее десятилетие работы системы дошкольного образования. Перед педагогами возникает потребность в новых исследованиях речевого развития дошкольников, применении новых педагогических технологий [6]. Так начался наш поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками.

Для Цитирования:
Ольга Юрьевна Муллер, Логопедические технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста с нарушенным развитием речи. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: