По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 (063) DOI:10.33920/VNE-03-2305-02

Логистика перевозок

Ломать Е. П. Краснодарский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова

В данной статье рассмотрена сущность логистики перевозок. Проведен анализ системы логистических перевозок, а также выявлены слабые и сильные стороны, предложены рекомендации по устранению проблем в данной сфере.

Литература:

1. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник. — 15-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Даш. ков и К °», 2016. — 472 с.

2. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для бакалавров / А. М. Гаджинский. — 21-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. — 420 с.

3. Левкин Г. Г. Л37 Логистика: теория и практика / Г. Г. Левкин. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 221 с.: ил. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https:// www.lobanov-logist.ru/

4. Неруш, М. Ю. Логистика: учебник и практикум для спо / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 559 с. — (Серия: Профессиональное образование).

1. Gadzhinskii, A. M. Logistika: uchebnik [Logistics: textbook]. — 15th ed., revised and expanded. — Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K °", 2016. — 472 p. (In Russ.)

2. Gadzhinskii, A. M. Logistika: uchebnik dlia bakalavrov [Logistics: a textbook for bachelors] / A. M. Gadzhinsky. — 21st ed. — Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K °", 2014. — 420 p. (In Russ.)

3. Levkin G. G. L37 Logistika: teoriia i praktika [L37 Logistics: theory and practice] / G. G. Levkin. — Rostov-on-Don: Phoenix, 2009. — 221 p.: ill. — [Electronic resource] — Available at: https://www.lobanov-logist.ru/. (In Russ.)

4. Nerush, M. Iu. Logistika: uchebnik i praktikum dlia spo [Logistics: textbook and workshop for secondary vocational education] / Iu. M. Nerush, A. Iu. Nerush. — 5th ed., revised and expanded. — Moscow: Iurait Publishing House, 2019. — 559 p. — (Series: Professional Education). (In Russ.)

Логистика перевозок на данный момент является одним из главных составляющих современной рыночной среды. Кроме того, транспорт занимает важное место в развитии компании, поэтому любая компания, действующая на рынке, находится в тесном взаимодействии с внешней средой и во многом от нее зависит. Производитель получает все необходимые материалы и комплектующие от поставщиков, затем поставляет готовую продукцию потребителю через посредников. Именно благодаря этому взаимодействию и происходит перемещение объектов. В таком случае компании заинтересованы в повышении качества и скорости перевозки товаров. Именно логистика перевозок занимается решением данных вопросов путем построения оптимальных маршрутов поставки грузов [4, с. 284].

Наиболее выгодным маршрутом является тот, по которому возможно доставить логистический объект за кратчайшие сроки с минимальными затратами, а также с минимальными потерями при доставке грузов.

Задачи транспортной логистики заключаются в следующем:

1. Анализ конечных пунктов. На данном этапе происходит выявление возможностей и пропускной мощности пунктов. Производится проектирование и прокладка предварительного маршрута в зависимости от расстояния между пунктами. При этом учитываются особенности выбранного отрезка пути, на основе чего производится выбор наиболее подходящего типа и вида транспортного средства.

2. Анализ свойств товарного груза. После детального анализа технических и эксплуатационных характеристик транспортируемого груза производится выбор подходящего транспорта, а также создается наиболее удобный маршрут перемещения.

3. Выбор подходящего транспорта. Сущность транспортной логистики заключается в обеспечении своевременной доставки груза, поэтому необходимо тщательно подойти к выбору наиболее подходящего типа и вида транспорта.

4. Построение оптимального маршрута. Логистика транспортных систем включает в себя построение оптимального маршрута доставки товарного груза, по которому транспортировка будет выполняться в сжатые сроки, указанные в контракте. При этом обязательно учитывается необходимая скорость доставки, оговоренная с заказчиком на предварительном этапе сотрудничества.

5. Контроль груза при транспортировке. Для выполнения установленных временных рамок следует тщательно отслеживать передвижение груза, возможно, и в режиме реального времени и при необходимости вносить некоторые правки в маршрут.

Все эти задачи при правильной их оценке и решении позволяют максимально качественно и безопасно переместить груз из точки А в точку Б с соблюдением временных и ценовых рамок.

В России на сегодняшний момент ситуация выглядит следующим образом. Во-первых, необходимо обратить внимание на важность данной отрасли, так как ее доля в ВВП страны составляет 5,2 %.

Транспортная логистика России находится на начальном этапе развития, в основном компаниями осуществляются операции по перевозке и экспедированию грузов. По данным за 2021 год, в России качество логистических услуг оценивают на 2,76 балла, возможности отслеживания грузов — в 2,62 балла, а своевременность доставки — 3,15 балла. В рейтинге, где представлена информация о данных показателях, Россия, к сожалению, регрессирует [1, с. 345].

Очевидно, что потребности в транспортных услугах только растут и данный тип рынка должен быть достаточно динамичным для удовлетворения потребностей. Но ситуация, складывающаяся в России, свидетельствует о том, что существующая инфраструктура не может обеспечить потребности экономики, это вызвано тем, что большая часть объектов инфраструктуры выходит из строя, технически и морально устаревает. Кроме того, можно выделить факторы, оказывающие негативное влияние на транспортную отрасль РФ: нестабильная экономическая ситуация и низкий уровень производственнотехнической базы.

Основные проблемы, решение которых приведет к улучшению ситуации в этой сфере:

1. отсутствие эффективной законодательной базы в транспортной сфере. Данный аспект очень важен, так как позволил бы уменьшить количество спорных ситуаций и задать направление развития этой отрасли;

2. транспортные технологии России не соответствуют современным требованиям эффективного функционирования транспорта;

3. отсутствие развитой и современной транспортной инфраструктуры в некоторых субъектах РФ;

4. низкий уровень доступности и, как следствие, качества транспортных услуг, данная проблема выражена в том, что значительная часть сельского населения России не обеспечена связью по дорогам с твердым покрытием с опорной транспортной сетью;

5. отставание развития дорожной сети от темпов роста количества автомобилей общества. Представленная проблема относится к перегруженности федеральных автомобильных дорог, особенно в крупных городах;

6. низкие темпы обновления основных фондов транспорта. Длительное использование транспортных средств приводит к увеличению их износа, что снижает уровень безопасности их использования;

7. снижение показателей безопасности транспортного процесса, вызванное ростом дорожнотранспортных происшествий;

8. использование устаревших, точнее неиспользование современных, технологий, что приводит к проблемам с идентификацией продукта, путаницей на складах и замедлению доставки товара;

9. низкий уровень использования современных технологии в процессе перевозок. Потеря связи с водителем негативно сказывается на координации процесса транспортировки;

10. недостаточное количество разработанных IT-программ для транспортной логистики;

11. нехватка квалифицированных специалистов. В результате чего маршруты поставки строятся неправильно, и это приводит к повышению затрат;

12. недостаточные объемы финансирования в исследовании транспортной сферы, что приводит к низкому уровню развития научной деятельности в данной отрасли.

Все перечисленные проблемы являются причиной увеличения длительности доставки груза, роста временных и денежных затрат на перевозку. В целом такая ситуация с транспортной системой ведет к замедлению общеэкономического роста России. В условиях современной России решение данных проблем осложнено тем фактом, что 80 % объема транспортной работы приходится на железнодорожный транспорт. Если рассматривать мировую систему доставки, то 60 % сделок заключаются с использованием морского вида транспорта.

Безусловно, возникшие проблемы транспортной системы России необходимо решать, поэтому ниже представлены идеи, которые могут быть использованы при реформировании транспортной системы РФ.

Необходимо увеличить финансирование транспортной отрасли. Такой шаг позволит обновить транспортные средства, также станет возможным внедрение современных технологий и инновации в систему транспорта РФ. Кроме того, появится возможность построения и улучшения грузовых терминалов. Решение проблемы, вызванной снижением уровня безопасности, включает в себя проведение систематического и детального мониторинга транспорта и автодорожного полотна.

На мой взгляд, участие работников в различных конференциях и курсах по повышению квалификации позволит им получить углубленные знания для применения их на практике. Важным этапом в преодолении логистических проблем является построение правильных и оптимальных маршрутов, для достижения этой цели необходимо выделение средств на разработку IT-программ и соответствующего обеспечения. Важным шагом в решении проблем является повышение эффективности законодательной базы, это может быть достигнуто за счет создания специальной комиссии, которая будет включать юристов разных областей права и представителей транспортных компании. Возможно, такое сотрудничество позволит изучить основные детали и особенности транспортной отрасли, что в итоге повысить эффективность законопроекта [3, с. 121].

Проведенный анализ показал, что многие проблемы транспортной отрасли РФ остаются нерешенными. Таким образом, большинство проблем транспортной системы РФ могут быть решены посредством мероприятий, которые были предложены в статье. Выдвинутые решения позволят повысить качество предоставляемых услуг, ускорить развитие транспортной логистики в стране.

В заключение можно сделать вывод, что роль, которую играет логистика перевозок на предприятии, гораздо более сложная, чем просто осуществление доставки грузов заказчикам. Только посредством хорошо организованной системы транспортировки груз может быть качественно доставлен в нужное время в нужное место с оптимальными затратами строго в соответствии с требованиями клиента. Такая логистика перевозок, становится между производителем и заказчиком-проводником. Таким образом, система транспортной логистики является базой для эффективного и целесообразного бизнеса в целом, давая толчок к развитию и всем остальным логистическим службам компании. Грамотная транспортная логистика, способствуя улучшению качества обслуживания клиентов, делает предприятие наиболее конкурентоспособным [2, с. 129].

Язык статьи:
Действия с выбранными: