Задача эффективной организации работы грузовых вагонов на железнодорожном транспорте имеет одно из важнейших значений. За всё время существования железнодорожного транспорта система управления парком грузовых вагонов претерпевала определенные этапы эволюционного развития.
В существующих рыночных условиях дальнейшее развитие транспортной системы не возможно без соблюдения основных принципов логистики:
1. Принцип рациональности — выбор наилучших управленческих решений по комплексу показателей для заданных условий. Решение должно приниматься всегда таким образом, чтобы выполнялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы всего предприятия.
2. Принцип целостности — это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию только системой в целом, а не отдельными ее элементами.
Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.
3. Принцип системности — исследование логистического объекта как единого целого, которое является частью более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами.
4. Принцип иерархии — порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему.
5. Принцип интеграции — объединение в целое каких-либо частей или свойств. Направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Логистическая система обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам, которые позволяют получить синергический эффект.
6. Принцип формализации — предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.
При разработке плана обеспечения погрузки порожними вагонами необходимо руководствоваться вышеперечисленными принципами. С одной стороны, это позволит полностью удовлетворить потребности в перевозках и обеспечить высокое качество транспортной продукции для потребителей, а с другой достигнуть высоких финансовых показателей работы перевозчика или оператора.