По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.825.4

Логические основы врачебного мышления: теоретические основы

Абаев Ю. К. Белорусский государственный медицинский университет, 220116, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Дзержинского, д. 83

В статье систематизирован комплекс логических оснований врачебного мышления, применение которого способствует повышению качества диагностического процесса. Использование принципов логики во врачебной деятельности в настоящее время приобретает особую актуальность. Это обусловлено тем, что успех лечебной работы в значительной степени зависит от эффективности диагностики заболеваний. С увеличением количества данных о заболевании, которые дают новые лабораторные и инструментальные методы исследования, усложняется и процесс мыслительной деятельности врача, повышаются требования к логической обоснованности, правильности и точности диагностики.

Литература:

1. Винокур В. А. Аналогия в диагностическом мышлении врача // Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. — 1988. — № 1. — С. 9–12.

2. Воробьев Н. В. Умозаключение по аналогии: лекция. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. — 26 с.

3. Гегель Г. Наука логики: в З т. — М.: Мысль, 1970.

4. Горбач Т. В., Лягушевич, М. В. Логика: учеб.-метод, пособие. — Минск: БГМУ, 2006. — 60 с.

5. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с.

6. Долинин В. А., Петленко В. П., Попов А. С. Логическая структура диагностического процесса // Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. — 1984. — Т. 132. — № 6. — С. 3–8.

7. Иванов Е. А. Логика. — М.: БЕК, 1996. — 309 с.

8. Ивин А. А. Логика. — М.: Гардарики, 2002. — 352 с.

9. Кротков Е. А. Логика врачебной диагностики: учеб. пособие. — Днепропетровск, 1990.— 134 с.

10. Сырнев В. М., Чикин С. Я. Врачебное мышление и диалектика (истоки врачебных ошибок). — 2-е изд. — М.: Медицина, 1973. — 128 с.

11. Тарасов К. Е., Великов В. К., Фролова А. И. Логика и семиотика диагноза: методологические проблемы. — М.: Медицина, 1989. — 272 с.

12. Тейчман Д., Эванс К. Философия. — М.: Весь Мир, 1997. — 248 с.

13. Федоров С. П. Хирургия на распутье // Новый хирургический архив. — 1926. — Т. 10. — Кн. 1–2. — С. 10–23.

14. Царегородцев Г. И., Кротков Е. А., Афанасьев Ю. И. О развитии клинического мышления у будущих врачей // Гер. арх. — 2005. — Т. 77. — № 1. — С. 77–79.

15. Чазов Е. И. Очерки диагностики. — М.: Медицина, 1988. — 112 с.

16. Черкасов С. В. Логико-гносеологическая проблематика формирования знаний в медицинской диагностике // Вопр. философии. — 1986. — № 9. — С. 86–97.

17. Шопенгауэр А. Сочинения: в 2 т. — М.: Наука, 1993. — Т. 1. — 672 с.

Профессиональная деятельность врача зависит от многих факторов, в том числе от качества мышления, связанного с логической подготовкой. Однако именно эта сторона мышления выпускников медицинского вуза является наиболее уязвимой [6, 9]. Не секрет, что многие из них плохо представляет, какие требования к мышлению предъявляет избранная специальность, какие качества интеллекта необходимо развивать и как это делать. А ведь именно мышление является основным инструментом врачебной деятельности, от которого зависит не только здоровье, но и жизнь пациента [10, 15]. Видные представители отечественной медицины хорошо понимали это. Так, основоположник ряда областей отечественной хирургии профессор С. П. Федоров (1869–1936) подчеркивал: «Гораздо больше ценен врач мыслящий, чем доверяющий или отрицающий; врачу нужно воспитывать в себе логическое мышление, ибо такой врач принесет гораздо больше пользы больным, чем другой, знающий, может быть сотни реакций и все процентные отношения составных частей крови и мочи. Мыслящий врач не так скоро попадет на ложный путь и, даже попавши, скорее сойдет с него» [13].

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более грамотно, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Логика является действенным средством контроля и корректировки мышления, выступает гарантом последовательного и четкого изложения мыслей, убедительного и эффективного построения публичной речи. Поэтому мнение, будто бы изучение логики не имеет практического значения, является несостоятельным [3–5, 7, 8]. Академик Н. К. Анохин (1898–1974) писал: «Логика — необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна любому специалисту, будь он математик, медик, биолог». Мыслить логично — значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе врача, требующей точности мышления и обоснованности выводов [1, 11].

Для Цитирования:
Абаев Ю. К., Логические основы врачебного мышления: теоретические основы. Врач скорой помощи. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: