По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.3

Лоббирование как механизм приспособления западных компаний к условиям санкций*

Невская Анастасия Алексеевна канд. экон. наук, научный сотрудник, Центр европейских исследований Национального исследовательского Института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 23. E-mail: a.nevskaya@hotmail.com

В статье анализируются стратегии взаимодействия западных компаний, работающих в России, с российскими органами власти. Показано, как на эту сферу повлияли ключевые внешнеполитические и внешнеэкономические события последних лет, а также развитие региональной системы торговых соглашений. Сделан вывод, что крупнейшие западные компании, работающие в России, демонстрируют большую гибкость и способность не только менять способы взаимодействия и подходы к диалогу с российской властью, но и фундаментально перестраивать свою стратегию позиционирования на рынке, все больше ориентируясь на бренд «сделано в России».

Литература:

1. Аристова Н., Коваленко Г. Специальные инвестиционные контракты (СПИК) — инструмент импортозамещения и локализации — новые преимущества СПИКов // Информационный бюллетень EY. — 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Legal-Alert-14-July2016-Rus/$FILE/EY-Legal-Alert-14-July-2016-Rus.pdf (дата обращения: 25.12.2017).

2. Бекбулатова Т. Их не видно, но они решают вопросы // Meduza. — 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/12/21/ ih-ne-vidno-no-oni-reshayut-voprosy (дата обращения: 28.12.2017).

3. Дальгрен Л. Вопреки абсурду. Как я покорял Россию, а она меня. — М.: Юнайтед Пресс, 2014. — 240 с.

4. Дегтярев А. А. О взаимосвязи общих принципов и форм работы в GR-менеджменте // Государство, бизнес, общество: современные теории и россий ские реалии / Под ред. Л. Е. Ильичевой . — М.: Аналитик, 2012. — C. 63–78.

5. Дегтярев А. А. Об использовании экспертных оценок для диагностики работы лоббистов и GR-менеджеров в современной России // Политология — ХХI век: Политические ценности и политические стратегии. — М.: Факультет политологии МГУ, 2013. — Разд. 3.

6. Костяев С. С. Лоббизм американского бизнеса в России // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2010. — № 5. — С. 115–125.

7. Циноева Я. Авторынок недобрал компонентов // Коммерсант. — 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ doc/3516525 (дата обращения: 14.01.2018).

8. Чудинова К. Марина Жунич: Мне нравятся люди, которые не ставят себе заслонов. Интервью с директором по взаимодействию с государственными органами компании «Google Россия» Мариной Жунич // Сноб. — 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://snob.ru/selected/entry/99292 (дата обращения: 20.12.2017).

9. Шароян С. Дырка в Европу. Сбербанк и ВТБ привлекают на Западе миллиарды евро // РБК. — 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.rbc.ru/newspaper/2015/06/05/56bccee19a7947299f72bf48 (дата обращения: 17.12.2017).

10. Шохин А. Н. Бизнес и власть в России. Взаимодействие в условиях кризиса. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. — 277 с.

11. Штанов В. Более дешевых кабин в мире я не знаю. Интервью с генеральным директором «Камаза» С. Когогиным // Ведомости. — 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/ characters/2016/03/30/635664-bolee-deshevih-mire-kabin-ne-znayu (дата обращения: 25.12.2017).

12. Штанов В., Губский А. Мы кардинально пересмотрели нашу стратегию на российском рынке: интервью с генеральным директором «Рено Россия» А. Панковым // Ведомости. — 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.vedomosti.ru/auto/characters/2017/07/12/721947-pankov (дата обращения: 27.12.2017).

13. Яковлев А. А., Фрей нкман Л. М., Ершова Н. В. Коллективные дей ствия иностранного бизнеса в России: основные организационные формы, этапы и факторы их развития (Препринт WP1/2017/01. Серия WP1 Институциональные проблемы россий ской экономики) — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. — 55 с.

14. Eising R. The access of business interests to EU institutions: towards élite pluralism? // Journal of European Public Policy. — 2007. — № 14 (3). — P. 384–403.

15. Miard K. Lobbying during the revision of the European Emissions Trading System: Easier for Swedish industrial insiders than for Norwegian outsiders? // University of Oslo. — 2010. — URL: http://www.duo.uio.no/ (аccessed: 27.12.2017).

Роль иностранных инвесторов в экономике России постсоветского периода трудно переоценить. Именно они стали проводниками новых управленческих стандартов, принципов функционирования целых отраслей, формирования отчетности, межфирменного взаимодействия и т. д. Сфера взаимодействия бизнеса и власти, или лоббизма, стоит в этом ряду особняком. С одной стороны, она как была, так во многом и остается по сей день непрозрачной и слабо регламентированной. Иностранным компаниям в большей мере приходилось подстраиваться под российские реалии в этой сфере, чем привносить свои лучшие практики. С другой стороны, в вопросах регулирования лоббизма в России за последние 25 лет, несомненно, был достигнут серьезный прогресс, и одной из причин этого стала деятельность иностранных инвесторов — в первую очередь крупных европейских корпораций. В настоящей работе мы попробуем определить, какие стратегии взаимодействия с органами власти применяются в России иностранными компаниями и как повлияли на эту сферу ключевые внешнеполитические и внешнеэкономические события последних лет.

Поворотным моментом в лоббировании интересов иностранных компаний в России стал политический кризис в отношениях России и Запада, связанный с конфликтом вокруг Украины. Последовавшие за охлаждением политических отношений сторон экономические санкции затронули позиции западных компаний на российском рынке, однако влияние это оказалось двояким.

Наиболее сильно влияние санкций на возможностях отстаивания своих интересов ощутили американские компании. Многие из них начали использовать больше «мягкой силы» в построении и поддержании своей репутации на российском рынке. С учетом того что им сложно получить субсидии или добиться реальных институциональных изменений, они концентрируются на установлении и поддержании хороших долгосрочных отношений со стейкхолдерами в российских ведомствах, занимающихся экономической политикой. Эта стратегия включает организацию культурных и спортивных мероприятий, лекций и конференций. Она также включает в себя растущее число и масштаб мероприятий, связанных с корпоративной социальной ответственностью, запуск новых инициатив в сфере «зеленой» экономики.

Для Цитирования:
Невская Анастасия Алексеевна, Лоббирование как механизм приспособления западных компаний к условиям санкций*. Международная экономика. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: