Предметом данной статьи является лизинг и его развитие в Российской Федерации1 .
Первоначально — о состоянии теории.
Так, авторы-единомышленники (Н. Д. Эриашвили и Д. А. Иванов), проанализировав нормативные правовые акты о лизинге, полагают, что отождествление в законодательстве Российской Федерации двух терминов — «финансовая аренда» и «лизинг» — несовершенно; нормативным правовым актом, предназначенным для регулирования лизинга, является федеральный закон от 11.09.1998 «О финансовой аренде (лизинге)»; Гражданский кодекс РФ (часть вторая) не должен противоречить федеральному закону от 11.09.1998 «О финансовой аренде (лизинге)»; в Российской Федерации необходимо принять федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме лизинга»2 .
Известный специалист по практическому применению лизинга в Российской Федерации Е. М. Царев сумел состояться и как ученый3 .
Широко распространенный в зарубежных правовых государствах лизинг в Российской Федерации первоначально стал использоваться фактически при отсутствии правового регулирования. Иначе говоря, речь шла о приоритете заимствованных общественных отношений в связи с правовым регулированием. То есть на заимствованные общественные отношения, по образному выражению Н. А. Захарова, еще предстояло «скроить перчатку юридических концепций…»4
Российская Федерация как субъект международного права юридически существует с 25 декабря 1991 г., что предопределено принятием закона РСФСР «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»5 . К сожалению, спустя два года, уже в Конституции РФ от 12.12.19936 , к названию государства «Российская Федерация» было приравнено и второе названия «Россия». Вместе с тем в Конституции РФ имелись положения, которые не только предполагали заимствование зарубежного законодательства, но и стимулировали развитие рыночных отношений в форме предпринимательства в Российской Федерации: