«ГПА»: Насколько высока Популярность лизинга в России?
Рынок лизинга на протяжении последних лет был одним из самых динамично растущих. Если темпы ежегодного роста корпоративного кредитования находятся в пределах 4–6%, то лизинг растет двузначными темпами. Даже без учета авиационного лизинга, который во многом является инструментом государственной политики, обязывающим авиакомпании приобретать отечественные «Суперджеты». Конечно, лизинговые компании заинтересованы в популяризации не только лизинга, как финансового инструмента. Если планы ЦБ осуществятся, и регулирование лизинговых операций будет приравнено к банковскому регулированию, то у лизинговых компаний будет в запасе несколько лет, чтобы закрепиться на рынке. По прогнозам аналитиков, до 2025 г. рынок будет сформирован и новых игроков на нем, как и на банковском рынке, уже не будет, возможно, только за исключением иностранцев.
«ГПА»: Какие компании активно пользуются лизингом автотранспорта?
Среди лизингополучателей 85% — это представители малого и среднего бизнеса. Лизинг легкового и грузового автотранспорта растет, именно автолизинг остается основным драйвером роста рынка. Традиционно заинтересованы в лизинге техники и оборудования предприятия строительной и дорожно-строительной отраслей, машиностроения, металлургии, авиационной и железнодорожной отраслей. Правда, надо отметить, что в последний год произошло значительное уменьшение объема лизинга в железнодорожном сегменте и авиализинге из-за насыщения рынка подвижного состава на фоне стагнации объемов перевозок и сокращения количества сделок с самолетами российского производства.
Существующие модели отечественного лизинга двух типов:
1. Финансовый — заканчивающийся выкупом имущества.
2. Операционный — имущество остается в собственности лизинговой компании. Данная технология занимает незначительную долю на нашем рынке — около 20%.
«ГПА»: Есть ли какой-то показательный пример, объясняющий кому выгодно использовать данный механизм?