Не знаю, что было бы с Walmart, если бы мы сидели тихо и никогда не бросали вызов конкуренции. Я полагаю, что тогда мы так и остались бы чисто региональной небольшой торговой сетью. Затем, как мне кажется, нас вынудили бы продать свою компанию какой-нибудь общенациональной сети, ищущей быстрый путь захвата провинциального рынка. Возможно, некоторое время и проработало бы 100–150 магазинов Walmart, но в наши дни на них уже красовались бы вывески Kmart или Target, а я весь рабочий день охотился бы на перепелов.
Мы никогда не узнаем, что бы было, если… Ведь выбрали-то мы совсем иной путь. Мы решили, что вместо того, чтобы избегать своих конкурентов или дожидаться, пока они к нам нагрянут, лучше встретить их во всеоружии. Это было одно из самых мудрых из принятых нами когда-либо стратегических решений. Наши конкуренты позволили нам достичь такого уровня, какой нам и не снился бы, если бы не они. Мы никогда не стали бы даже приблизительно так хороши, как сейчас, не будь Kmart, и, думаю, они тоже согласятся с тем, что благодаря нам стали работать намного лучше. Одна из причин того, что Sears остался так далеко позади, — то, что они непозволительно долго не признавали ни Walmart, ни Kmart своими конкурентами всерьез.
Kmart интересовала меня аж с 1962 года. Я постоянно пропадал в их магазинах, так как это была для меня настоящая лаборатория, кроме того, они тогда были лучше нас. Я потратил чертову уйму своего времени, бродя по их торговым точкам, беседуя с их людьми и стараясь понять, как они работают.
Я долго выжидал момента, чтобы попытаться с ними сразиться, и вот в 1972 году он наконец настал. Помните историю грандиозной распродажи порошка Tide в Хот-Спрингс, штат Арканзас, устроенной Филом Грином? Он открыл там наш магазин номер 52, снизил цены до пределов возможного и переманил множество клиентов Kmart.
Случилось так, что эти события совпали с выходом в отставку Гарри Каннингема, председателя совета директоров и собрания акционеров компании Kmart, которую он основал, будучи президентом S.S. Kresge. Это было большим облегчением для нас, так как именно Гарри был тем человеком, который всего за 10 лет узаконил сферу дисконтной торговли и сделал Kmart образцом, которому мы подражали.