Современная государственная политика в сфере образования должна коррелировать с общими магистральными направлениями государственного регулирования экономики, определяющими снижение избыточной административной нагрузки на субъекты экономической деятельности. Как известно, речь идет о реализации механизма «регуляторной гильотины», направленной на практическое решение поставленных задач. Сейчас катализатором этих процессов является также необходимость создания условий для поддержания и обеспечения экономической деятельности в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки. При этом необходимо обеспечить разумный баланс частных и публичных интересов, определяющих современные приоритеты экономики и социальной сферы.
Большой объем обязательных, иногда сложно выполнимых требований к ведению той или иной экономической деятельности значительно снижает предпринимательскую активность, подрывает основы экономического хозяйства государства. В действующих условиях уполномоченные контролирующие органы вынуждены действовать в четком соответствии с инструкцией, что не содействует целям стратегическим контроля, поскольку внимание фокусируется на формальной стороне соответствия деятельности установленным требованиями.
Как известно, соблюдение обязательных требований при осуществлении какой-либо социально значимой деятельности устанавливается через систему специального разрешения — лицензии, которым от имени государства санкционируется предоставление соответствующих услуг. Сам же институт лицензирования рассматривается в качестве специфического средства и способа осуществления административно-надзорной деятельности1 .
Либерализация отношений в сфере лицензирования является одним из важнейших факторов, способствующих упрощению ведения экономической деятельности, а также оптимизации и обеспечения эффективности контрольно-надзорной функции государства в целом.
Подобные процессы в сфере высшего образования крайне важны, так как способствуют более эффективной реализации образовательной деятельности в условиях увеличения институциональной автономии вузов и повышения ответственности университетского менеджмента.