По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Лицензирование образовательной деятельности: новации законодательства

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

В статье проводится анализ новаций образовательного законодательства в части реализации современных подходов к порядку лицензирования образовательной деятельности в условиях необходимости снижения административных барьеров и неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки. Новый механизм уточняет лицензионные требования к образовательной деятельности в части снятия излишних обязательных требований к лицензированию, применительно к сетевой форме обучения и организации практической подготовки.

Литература:

1. Мартынов А.В. Административный надзор в России: теоретические основы построения / Под ред. Старилова Ю.Н. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

2. Молчанов Н.А. Правовое регулирование науки и образования в интересах национальной безопасности в условиях сетевого общества // Lex russica. — 2019. — № 11.

3. Павлюченко Е.И., Эсетова А.М., Гордышев И.А. Формирование системы качества образовательных услуг как фактор повышения эффективности управления вузом. — Махачкала: ИПЦ ДГТУ, 2012.

Современная государственная политика в сфере образования должна коррелировать с общими магистральными направлениями государственного регулирования экономики, определяющими снижение избыточной административной нагрузки на субъекты экономической деятельности. Как известно, речь идет о реализации механизма «регуляторной гильотины», направленной на практическое решение поставленных задач. Сейчас катализатором этих процессов является также необходимость создания условий для поддержания и обеспечения экономической деятельности в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки. При этом необходимо обеспечить разумный баланс частных и публичных интересов, определяющих современные приоритеты экономики и социальной сферы.

Большой объем обязательных, иногда сложно выполнимых требований к ведению той или иной экономической деятельности значительно снижает предпринимательскую активность, подрывает основы экономического хозяйства государства. В действующих условиях уполномоченные контролирующие органы вынуждены действовать в четком соответствии с инструкцией, что не содействует целям стратегическим контроля, поскольку внимание фокусируется на формальной стороне соответствия деятельности установленным требованиями.

Как известно, соблюдение обязательных требований при осуществлении какой-либо социально значимой деятельности устанавливается через систему специального разрешения — лицензии, которым от имени государства санкционируется предоставление соответствующих услуг. Сам же институт лицензирования рассматривается в качестве специфического средства и способа осуществления административно-надзорной деятельности1 .

Либерализация отношений в сфере лицензирования является одним из важнейших факторов, способствующих упрощению ведения экономической деятельности, а также оптимизации и обеспечения эффективности контрольно-надзорной функции государства в целом.

Подобные процессы в сфере высшего образования крайне важны, так как способствуют более эффективной реализации образовательной деятельности в условиях увеличения институциональной автономии вузов и повышения ответственности университетского менеджмента.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Лицензирование образовательной деятельности: новации законодательства. Юрист ВУЗа. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: