Чем отличается литературное кафе от обычной кофейни? Здесь все чуть более атмосферно: и дизайн, и меню, и униформа персонала и перечень услуг — все напоминает о тематике заведения. Именно поэтому, оптимально совмещение нескольких составляющих — хорошей городской кухни, книжного магазина с продуманным ассортиментом и постоянно функционирующего литературного клуба.
Наиболее приемлемый вариант совмещения:
• точка общепита;
• книжный магазин;
• литературный клуб.
Как вариант — сочетание кофейни и читального зала. Здесь книги являются дополнительной услугой с целью привлечения посетителей. Чаще всего для чтения будут предлагаться ознакомительные экземпляры, к продаже — отдельный ассортимент.
Учитывая средний сегмент клиентуры, на первоначальном этапе основной доход будет приносить торговля бумажными изданиями. В дальнейшем, по мере развития заведения, будет переориентация на общепит, а книгам будет отведена роль дополнительного «атмосферного» источника дохода.
Целесообразно разделение — книжным отделением руководит профессионал-книголюб , а кафе — специалист в ресторанном бизнесе. Бухгалтерия и кассы должны быть обособленными, но находиться под контролем одного юридического лица.
АНАЛИЗ РЫНКА
Рынок данных заведений в настоящее время практически свободен. Если рассматривать Санкт-Петербург, то несколько существующих кафе и ресторанов, совмещающих в себе точки продажи литературы или клуба, конкуренцию друг другу не составляют. Каждое из окололитературных кафе занимает свою нишу.
Мы предлагаем рассмотреть вариант открытия магазина, который представляет продукцию одного из российских издательств, и кафе, которое является местом проведения клубных литературных встреч.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ БИЗНЕСА
По опыту аналогичных заведений в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге — бизнес не высокорентабельный — 10 % — это верхний потолок. Однако диверсификация предприятия: магазин, кафе, клуб, где каждое направление поддерживает и дополняет друг друга, позволит ему оставаться на плаву в кризисное время. Учитывая, что реклама каждого направления может обеспечить некий целевой поток клиентов, главная задача будет в формировании круга преданных заведению посетителей.
НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Система регистрации несложна. С учетом того, что указанное заведение совмещает в себе точку розничной торговли и общепита, необходимо будет согласовать документы с пожарным надзором, местной СЭС и получить дополнительную лицензию на алкоголь. Перечень необходимых договоров и документов можно легко найти в Интернете, они будут немного отличаться для разных регионов.
РАЗМЕР ИНВЕСТИЦИЙ
По имеющемуся опыту — от 10 до 15 млн рублей. От этой суммы будет зависеть размер и уровень предполагаемого кафе и ассортимент.
ПОМЕЩЕНИЕ
В идеале — одноэтажное здание или полуподвальное помещение с большими комнатами, расположенное как в центре, так и в спальных районах или рядом с высшими учебными заведениями, школами, там, где достаточно активный трафик.
Необходимо предусмотреть разные виды освещения — книжный зал, кафе, сцена. Сцена небольшая, для автора или небольшого музыкального коллектива.
10 столиков — оптимальный вариант как для приема посетителей, так и для литературного вечера. Если площадь кафе небольшая и столиков получается меньше, то вопрос рентабельности будет стоять очень остро.
Начинка кухни будет зависеть от инвестиций. Кухня, кладовая комната и другие сопутствующие помещения — как в обычной точке общепита, с соблюдением санитарных норм.
ДИЗАЙН ПОМЕЩЕНИЯ
Вход, гардероб, стойка бара, зал со столиками должны соответствовать литературной тематике. Для начала стоит остановиться на аскетичном стиле интерьера. Деревянная мебель и стеллажи из недорогой сосны, обивка стен тканью, самодельные светильники — старые птичьи клетки, переделанные ретросветильники. Главное — не богатство интерьера, а оригинальность формы. Возможно в отдельных зонах кафе размещение рекламной продукции издательства или авторов, на договорных основах.
Однако, сочетая демократичность интерьера с грамотным освещением (будет необходимо задействовать потолок и нижний свет, потому что для чтения недостаточно освещения как в обычном кафе) и униформой персонала, создаем атмосферу открытости, притягательности и уюта.
АССОРТИМЕНТ
Принимая в расчет ожидаемый выше среднего интеллектуальный уровень посетителей заведения и определенные потребности такой категории клиентов, книжные полки должны быть заполнены новинками, бестселлерами и «классикой жанра». Качество изданий — не ниже «супер». Это подтверждено практикой, так как на начальном этапе наименований будет не более 2–4 тыс. Заполнять полки на первоначальном этапе дешевым «чтивом» нецелесообразно. В дальнейшем можно отойти от подобной политики, расширяя за счет детективов, дамских романов и детской литературы ассортимент до 20 тысяч экземпляров.
ПОСТАВЩИКИ
Приобретение книг должно производиться на основе соглашения о приоритетной реализации продукции поставщика. Прямого поставщика или несколько нужно выбрать среди множества российских издательств. В дальнейшем возможна торговля электронными изданиями. И до периода пандемии для клиентов подобных заведений были предусмотрены определенные скидки на электронные издания. В связи с пониманием, что онлайн-канал продаж нынче набирает обороты, формировать пул лояльных клиентов, которые готовы приобретать разную продукцию в одном месте, нужно сразу и уделять этому направлению не меньше внимания.
С поставщиками продуктов — опираемся на поставки продуктов от крупных сетей, у которых стабильное качество и приемлемые цены. На какие-то другие категории продуктов потребуются самостоятельные договоренности с производителями эксклюзивной продукции.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
На издания — определяется достигнутым соглашением с поставщиком книжной продукции. Величина наценки на книги (от 35 до 100 %) будет зависеть от раскрученности автора или произведения.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ КЛИЕНТОВ
• Тематические вечера и презентации издательств, авторов и их произведений.
• Собрания клубов любителей литературы разных направлений.
• В выходные дни нужно предусмотреть работу детских студий.
• Тематические программы вечеринок, приуроченных к наиболее значимым датам.
• Приглашение современных авторов и музыкантов. Музыкальное сопровождение — андеграунд или экспериментальная , клубная музыка.
• Достаточно двух-трех баннеров по городу, потребуется информация и реклама в печатных изданиях и на местных ТВ-каналах.
• Предусмотреть размещение на столах кафе информации о книжных новинках, фирменных блюдах от шеф-повара, ближайших вечеринках.