По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1

Литература, кино, культурология: крымские и не крымские перекрестки

Корнеева Людмила Николаевна независимый исследователь, Россия, 298000, Республика Крым, Судак, п.г.т. Новый Свет, ул. Голицына, 30, кв. 53, e-mail: pln-road@yandex.ru, литературовед, независимый исследователь.

Статья представляет читательское восприятие крымского акцента на фоне других смысловых линий книги А.П. Люсого «Литературный киноглаз: Учебное пособие по опознанию кинопотенциала пространства и текста» (М.: ГИТР, 2019). Из наблюдений об оригинальном наложении авторского видения кинопоэтики на концептуальное представление Крымского текста рождается понимание нераздельности и взаимодействия всех граней осмысления пространственных феноменов. В то же время, выделяя крымскую линию книги, работа констатирует важнейшие вехи познавательного и методологического восхождения автора в русле онтологической исследовательской поэтики.

Литература:

1. Люсый А.П. Литературный киноглаз: Учебное пособие по опознанию кинопотенциала пространства и текста. — М.: ГИТР, 2019. — 151 с.

2. Люсый А.П. Крымский текст русской культуры и проблема мифологического контекста: Автореф. дисс. … канд. культурологии — М., 2003. — 24 с.

3. Люсый А.П. Русская литература как система локальных текстов: Автореф. дисс. … д-ра филол. наук. — Вологда, 2017. — 48 с.

4. Разлогов К.Э. Поучительный поток сознания // Люсый А.П. Литературный киноглаз: Учебное пособие по опознанию кинопотенциала пространства и текста. — М., 2019. — 152 с.

5. Зайонц Л.О. «Говорящая природа» в кинопроекции Семена Боброва // Универсалии русской литературы. Вып. 4. — Воронеж, 2012. — С. 296–309.

Статья поступила 24.06.2019 г.

Жанр книги А.П. Люсого «Литературный киноглаз: Учебное пособие по опознанию кинопотенциала пространства и текста», выпущенной Институтом кино и телевидения (ГИТР), трудно определить лучше того, как обозначено в предисловии к ней доктора искусствоведения Кирилла Разлогова: она, как и другие его книги, «написана в ключе эссеистики, своеобразного потока сознания, который периодически возвращается к излюбленным темам автора, одной из которых, безусловно, является “Крымский текст”» [4]. Но думается, многоплановый и многоречивый «поток сознания» автора книги, хоть и един, но все же читатели могут в нем выделить отдельные смысловые линии, каждый — наиболее важные для себя. Стыки, на которых дифференцированные линии сливаются, малозаметны и серьезно тренируют читательскую семантическую чуткость. Отметим также явленные здесь и другие черты авторского стиля А.П. Люсого: своей работой он деятельно отзывается на проблемы развития живого организма национальной культуры, а ракурс его рассмотрения так же необычен, как и в предыдущих разысканиях. И главное, свободно ориентируясь в семиотических сгущениях гуманитарной сферы познания, исследователь снова открывает ее новые горизонты, выходит к «новому научному руслу». И, как и прежде, увлекает читателя яркостью конкретного материала и оригинальными приемами изложения, которые включают читателя в существо авторского размышления и настраивают на собственное создание смысловых связок между фрагментами толкования явлений.

Конструктивным основанием всего нарратива книги воспринимается автобиографическая рефлексия автора — своеобразный очерк познавательного и методологического восхождения, в котором интерес и приобщение к феномену кино стал неким энергетическим истоком «культорологизации и филологизации изначально междисциплинарного поиска» [1. С. 6]. Очерк показывает также естественность научных запечатлений (средствами двух диссертаций [2], [3]) внутреннего развития ученого. На такой автобиографической канве органично проявляется также диалектика исследовательской сосредоточенности ученого: от масштабных разысканий о смыслоносности пространства и текста к выявлению их кинопотенциала. Это движение сам автор понимает как замыкание ныне освоенного круга в спирали его творческой судьбы: «В этой книге собран опыт осмысления перехода от литературности кино к не сразу понимаемой кинематографичности литературы» [1. С. 7]. Добавим, что в этой работе способность автора к проницательному внедрению в смыслы текста достигает еще более высоких меток чуткости.

Для Цитирования:
Корнеева Людмила Николаевна, Литература, кино, культурология: крымские и не крымские перекрестки. Вопросы культурологии. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: