Статья поступила 24.06.2019 г.
Жанр книги А.П. Люсого «Литературный киноглаз: Учебное пособие по опознанию кинопотенциала пространства и текста», выпущенной Институтом кино и телевидения (ГИТР), трудно определить лучше того, как обозначено в предисловии к ней доктора искусствоведения Кирилла Разлогова: она, как и другие его книги, «написана в ключе эссеистики, своеобразного потока сознания, который периодически возвращается к излюбленным темам автора, одной из которых, безусловно, является “Крымский текст”» [4]. Но думается, многоплановый и многоречивый «поток сознания» автора книги, хоть и един, но все же читатели могут в нем выделить отдельные смысловые линии, каждый — наиболее важные для себя. Стыки, на которых дифференцированные линии сливаются, малозаметны и серьезно тренируют читательскую семантическую чуткость. Отметим также явленные здесь и другие черты авторского стиля А.П. Люсого: своей работой он деятельно отзывается на проблемы развития живого организма национальной культуры, а ракурс его рассмотрения так же необычен, как и в предыдущих разысканиях. И главное, свободно ориентируясь в семиотических сгущениях гуманитарной сферы познания, исследователь снова открывает ее новые горизонты, выходит к «новому научному руслу». И, как и прежде, увлекает читателя яркостью конкретного материала и оригинальными приемами изложения, которые включают читателя в существо авторского размышления и настраивают на собственное создание смысловых связок между фрагментами толкования явлений.
Конструктивным основанием всего нарратива книги воспринимается автобиографическая рефлексия автора — своеобразный очерк познавательного и методологического восхождения, в котором интерес и приобщение к феномену кино стал неким энергетическим истоком «культорологизации и филологизации изначально междисциплинарного поиска» [1. С. 6]. Очерк показывает также естественность научных запечатлений (средствами двух диссертаций [2], [3]) внутреннего развития ученого. На такой автобиографической канве органично проявляется также диалектика исследовательской сосредоточенности ученого: от масштабных разысканий о смыслоносности пространства и текста к выявлению их кинопотенциала. Это движение сам автор понимает как замыкание ныне освоенного круга в спирали его творческой судьбы: «В этой книге собран опыт осмысления перехода от литературности кино к не сразу понимаемой кинематографичности литературы» [1. С. 7]. Добавим, что в этой работе способность автора к проницательному внедрению в смыслы текста достигает еще более высоких меток чуткости.