Климат-контроль, электропакет и автоматический датчик света – может ли Lincoln 1960 г. выпуска быть таким же крутым, как BMW M850i из 2019-го?
Возрожденная в 2019 г. «восьмерка» BMW – четырехместный суперкар BMW M850i - стала одним из самых ярких и прорывных автомобилей знаменитого немецкого концерна за последние несколько лет. И дело не только в сногсшибательном дизайне и исполинском двигателе V8 объемом 4395 куб. см, развивающем мощность 530 л.с. и позволяющем автомобилю разгоняться до 100 км/ч за 3,7 сек., но и в наборе самого передового оборудования. Подогревы, вентиляция, адаптивный круиз-контроль, ассистент удержания в полосе, автоматический лазерный свет и даже система ночного видения с функцией распознавания пешеходов. Удивительно другое: почти добрая половина подобного оборудования появилась на автомобилях больше полувека назад. Просто об этом мало кто знает.
В 1960 г. Теодор Майман изобрел лазер, Жак Пикар погрузился на самое дно Марианской впадины, а с конвейера завода Lincoln в г. Детройт (США) сошел Continental Mark V. Вообще-то 60 лет назад произошло не мало и других прорывных событий. Например, была создана искусственная почка, а на Землю впервые живыми и невредимыми вернулись запущенные в космос живые существа – собаки Белка и Стрелка.
Но простого человека, тем более американца, мало волновало то, что происходит за закрытыми дверьми лабораторий или на второй околоземной орбите. Гораздо важнее было видеть плоды технического прогресса в быту, и чувствовать, как они меняют жизнь к лучшему здесь и сейчас. Так что, простых американцев куда больше восхищали и радовали только что поступившие в продажу микроволновая печь Tappan и электрическая кофеварка Faema.
Этот Lincoln тоже был одним из маркеров стремительного технического прогресса. Для 1960-го он был невероятно технологичным и прорывным и, как оказалось, опережал свое время более чем на полвека. И даже сейчас по набору оборудования и опций комфортабельности Mark V может положить на лопатки практически любой современный массовый автомобиль.
Красота «Линкольна» не оставляла равнодушным никого. Mark V удивлял изящными стойками с обратным наклоном и выпуклой крышей, будто парящей над машиной. Его кузов типа «хардтоп» представлял собой седан без центральной стойки. Европейцы зачастую называют «хардтопами» двухдверные автомобили со съемной жесткой крышей, хотя они и заблуждаются. Такие модификации родстеров правильнее называть «тарга».
Модель Continental Mark V стала для Lincoln, да и в целом для всей корпорации Ford, автомобилем экспериментальным. На американском рынке это была первая модификация с несущим кузовом. Клиенты в дилерских центрах Lincoln удивлялись и до конца не понимали, к чему же крепятся все узлы и агрегаты автомобиля в отсутствие рамы. Вместе с тем он был тяжелее пока еще рамных конкурентов-одноклассников примерно на центнер. Но людей из компании Ford это мало волновало, как и клиентов. Ведь под капот Continental Mark V устанавливалась самая мощная на тот момент 7-литровая V-образная «восьмерка» с отдачей более 350 л.с. Даже на кадиллаке 8-цилиндровый big block достигал «всего» 325 «лошадок».
Но больше всего в Continental Mark V клиенты ценили комфорт и оснащение. Поэтому коробка передач – только «автомат», а гидравлические усилители есть как у тормозной системы, так и у рулевого механизма. Ну, а опциям Lincoln позавидует практически любой современный автомобиль. Здесь электромоторчики управляли всем, чем только можно. С помощью электроприводов можно было двигать не только диван и стекла, но и антенну радио. Да и, кстати, обратите внимание на семь клавиш стеклоподъемников. Помимо стандартных четырех кнопок, отвечающих за подъем и спуск боковых стекол, еще парочка управляла вращением передних форточек, а одиночная кнопка опускала и поднимала заднее большое стекло. Кроме того, здесь были центральный замок, стояночный тормоз с электроприводом и даже система кондиционирования, которая по сути представляла собой прообраз климат-контроля, поскольку могла охлаждать воздух в двух раздельных зонах салона: слева и справа.
Но триумф высоких технологий – это автоматический датчик света на основе фотоэлементов, который был установлен прямо над приборной панелью. Причем он не только включал фары, когда наступает сумерки, но и реагировал на световой пучок встречных автомобилей и мог автоматически переключать оптику с дальнего света на ближний.
Сегодня Lincoln производит чуть больше 100 тыс. автомобилей в год и продает свои модели лишь на рынках США и Китая. Бренд, который в середине прошлого века имел все шансы стать чем-то вроде американского Bentley или даже английского Rolls Royce, сперва принял удар топливного кризиса середины 1970-х годов, а затем – наплыв на американский рынок недорогих азиатских автомобилей.
Нынешние модели Lincoln не поражают воображение, а скорее следуют трендам, пытаясь найти свою нишу на рынке. Но техническое наследие легендарной американской марки удивляет и восхищает до сих пор.