По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.723; 316.728 DOI:10.33920/nik-02-2510-07

Лидеры мнений как новая социальная группа в условиях информационного общества

Костин Виктор Владимирович аспирант кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: kosvic11@mail.ru

В статье показано, что информационное общество имеет полииерархическую структуру, где информационная повестка и мнение общественности формируется самыми разными субъектами, в том числе, лидерами мнений. Постулируется, что в предшествующих типах общества социальные отношения имели характер вертикальных зависимостей, а основные группы — сословия или классы — образовывали иерархическую структуру, где источником власти был верх этой социальной вертикали. В информационном жен обществе эти связи становятся горизонтальными.

Литература:

1. Богоявленский А.Е. Инфлюенсер-медиа как постмассовый формат публичных коммуникаций // Медиаисследования. — 2019. — № 6. — С. 297–304.

2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц.; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005.

3. Ефанов А.А. Деконструкция образа инфлюенсера в современном медиапространстве // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2021. — № 5. — С. 32–46.

4. Захаркин Р.А., Аргылов Н.А. Инфлюэнсеры как медиазначимые другие: современные тренды вторичной социализации // Власть. — 2021. — № 6. — С. 27–37.

5. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ZIR5c3NHwMKfbxUqKvNd qKhkA4vf3aTb.pdf (дата обращения: 08.10.2023).

6. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 08.10.2023)

7. Котенев А.А. Инфлюэнсеры // Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. — URL: https://bigenc.ru/c/infliuenser-41e235 (дата обращения: 05.11.2023).

8. Лазарсфельд П.Ф. Выбор народа: как избиратель принимает решение в президентской компании [Текст] / Пол Феликс Лазарсфельд, [Б. Берельсон, Х. Год] ; авторы русского перевода: М. Ю. Завгородняя [и др.]. — Ульяновск : УлГУ, 2018. — 151 с.

9. Най Дж. Гибкая власть: Как добиться успеха в мировой политике / пер. с англ. В. И. Супруна. — Новосибирск: ФСПИ «Тренды», 2006. — 221c.

10. От блогеров — к инфлюенсерам: борьба за влияние на аудиторию. Новые тренды. Совместный аналитический доклад ВЦИОМ и Центра социального проектирования «Платформа». [Электронный ресурс]. — URL: https://wciom.ru/analyticalreports/analiticheskii-doklad/ot-blogerov-k-inflyuenseram-borba-za-vnimanie-ivliyanie-na-auditoriyu-novye-trendy (дата обращения: 05.11.2023).

11. Панова Е.П. Сила привлекательности: использование «мягкой власти» в мировой политике // Вестник МГИМО-Университета. — 2010. — № 4 (13). — С. 91–97.

12. Чугунова А.А. Профессия: инфлюенсер современности // Информация — Коммуникация — Общество: труды Всероссийской научной конференции с международным участием. — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2020. — С. 277–282.

13. Abidin C., Lee J., Barbetta T., Miao W. Influencers and COVID-19: Reviewing Key Issues in Press Coverage across Australia, China, Japan, and South Korea. — Media International Australia. — 2021. — Vol. 178. — No. 1. — P. 114–135.

14. Katz E. Personal Influence / E. Katz, P. F. Lazarsfeld. — Glencoe, Illinois : The Free Press, 1955. — 400 p.

15. Lazarsfeld P.F. The People's Choice: How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Campaign / P. F. Lazarsfeld, B. Berelson, H. Gaudet. — 3rd ed. — New York : Columbia University Press, 1968. — 178 p.

16. Schouten A., Janssen L., Verspaget M. Celebrity vs Influencer Endorsements in Advertising: the Role of Identification, Credibility, and Product-Endorser Fit. — International Journal of Advertising. — 2019. — Vol. 39. — No. 2. — P. 1–24.

1. Bogoyavlensky A.E. Influencer Media as a Post-Mass Format of Public Communications. — Media Studies, 2019, no. 6, pp. 297–304.

2. Bourdieu P. “Social Space: Fields and Practices.” Translated from French; translation editor, compiled and afterword by N.A. Shmatko. St. Petersburg: Aleteia; Moscow: Institute of Experimental Sociology, 2005.

3. Efanov A.A. Deconstructing the Influencer Image in the Contemporary Media Space. Public Opinion Monitoring: Economic and Social Changes, 2021, no. 5, pp. 32–46.

4. Zakharkin R.A., Argylov N.A. Influencers as Media Significant Others: Contemporary Trends of Secondary Socialization // Vlast. — 2021. — No. 6. — Pp. 27–37.

5. The Foreign Policy Concept of the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on February 12, 2013 [Electronic resource]. — URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ZIR5c3NHwMKfbxUqKvNdqKhkA4vf3aT b.pdf (date accessed: October 8, 2023).

6. The Foreign Policy Concept of the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on November 30, 2016 [Electronic resource]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (date of access: 08.10.2023)

7. Kotenev A.A. Influencers // The Great Russian Encyclopedia. [Electronic resource]. — URL: https://bigenc.ru/c/infliuenser-41e235 (date of access: 05.11.2023).

8. Lazarsfeld P.F. The People's Choice: How Voters Make Decisions in a Presidential Campaign [Text] / Paul Felix Lazarsfeld, [B. Berelson, H. God]; authors of the Russian translation: M. Yu. Zavgorodnyaya [et al.]. — Ulyanovsk: Ulyanovsk State University, 2018. — 151 p.

9. Nye J. Flexible Power: How to Achieve Success in World Politics / trans. from English. V. I. Suprun. — Novosibirsk: FSPI "Trends", 2006. — 221 p.

10. From bloggers to influencers: the struggle for influence on the audience. New trends. Joint analytical report of VTsIOM and the Center for Social Design "Platform". [Electronic resource]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskiidoklad/ot-blogerov-k-inflyuenseram-borba-za-vnimanie-i-vliyanie-na-auditoriyunovye-trendy (date of access: 05.11.2023).

11. Panova E.P. The power of attractiveness: the use of "soft power" in world politics // Bulletin of MGIMO-University. — 2010. — No. 4 (13). — P. 91–97.

12. Chugunova A.A. Profession: Influencer of the Modern Age // Information — Communication — Society: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference with International Participation. — St. Petersburg: ETU Publishing House, 2020. — Pp. 277– 282.

13. Abidin C., Lee J., Barbetta T., Miao W. Influencers and COVID-19: Reviewing Key Issues in Press Coverage across Australia, China, Japan, and South Korea. — Media International Australia. — 2021. — Vol. 178. — No. 1. — P. 114–135.

14. Katz E. Personal Influence / E. Katz, P. F. Lazarsfeld. — Glencoe, Illinois : The Free Press, 1955. — 400 p.

15. Lazarsfeld P.F. The People's Choice: How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Campaign / P. F. Lazarsfeld, B. Berelson, H. Gaudet. — 3rd ed. — New York: Columbia University Press, 1968. — 178 p.

16. Schouten A., Janssen L., Verspaget M. Celebrity vs Influencer Endorsements in Advertising: the Role of Identification, Credibility, and Product-Endorser Fit. — International Journal of Advertising. — 2019. — Vol. 39. — No. 2. — P. 1–24.

Статья поступила 12.04.2025 г. Статья одобрена к публикации 12.08.2025 г.

В условиях информационного общества — в отличие от традиционного и индустриального — складывается принципиально новая структура отношений граждан, государства и властных структур — политических и экономических, а также СМИ как «четвертой власти». При этом управление обществом и распространение социально значимой информации — начиная с оглашения указов, распространения «летучих листков», а затем через газеты, журналы, радио и телевидение — имело иерархическую структуру, где доминирующий центр располагался вверху, определяя распространение распоряжений и информации [2].

В условиях информатизации сама структура общества, а вместе с ней — структура политической и экономической власти и СМИ — существенно трансформируется. С одной стороны, в обществе остаются неизменными основные центра принятия решений государственного уровня, с другой стороны — они перестают быть единственными центрами генерации информации. Источники информации, а значит, власти, приобретают полицентрическую структуру, которую образуют субъекты, определяющие политические пристрастия, экономические предпочтения, потребительское поведение основной массы людей.

Одним из источников информации, влияющей на общество, являются лидеры мнений — люди, обладающие известностью, оказывающие заметное влияние на мнение окружающих по самым разным вопросам. Понятие «Лидеры мнений» было введено достаточно давно — в 1955 г., задолго до появления Интернета. В научный оборот его ввели Пол Лазарсфельд и Элих Кац в монографии «Личное влияние», а фактически конституировали данное понятие известные социологи Р. Мертон, Б. Берельсон, Ч. Райт Миллс. Первоначально термин использовался в исследованиях механизма функционирования информации — или поддерживаемой и распространяемой в массах, или отторгаемой ими. Авторы, опираясь на теории массового сознания Г. Тарда и Г. Лебона, исходили из постулата о необходимости примеров для подражания для поддержания социальной целостности и общности. П. Лазарсфельд и Э. Кац показали [8; 15], что эффективность средств массовой информации связана не с частотой размещаемых сообщений и их «весом» в общем контенте, а характеристиками источника.

Для Цитирования:
Костин Виктор Владимирович, Лидеры мнений как новая социальная группа в условиях информационного общества. Ученый совет. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: