Как можно добиться такого роста производительности и развить такое конкурентное преимущество? — Одним из трех способов. Или, точнее, используя все три способа одновременно, если есть такая возможность.
Во-первых, с помощью технологий. «Три солдата из стройбата…», вопреки пословице, по своей производительности никогда не заменят экскаватор. Роботы и станки с программным управлением тоже работают быстрее и точнее людей. И, кстати, и экскаваторы, и роботы, и станки с ЧПУ очень быстро себя окупают — при условии их полной загрузки и грамотной эксплуатации.
Во-вторых, производительность достигается с помощью организации и управления. Недаром так популярны в конкурентной борьбе системы 6S, «Бережливое производство», «Кайдзен», «Управление по результатам» и им подобные. Хорошая организация производства — это экономия сил, времени, маршрутов, рост количества и, главное, качества продукции.
И, в-третьих, производительность растет в результате повышения квалификации и мотивации людей. Один квалифицированный специалист способен сделать столько же, сколько трое-пятеро неопытных работников, а человек, а работающий с энтузиазмом, способен свернуть горы.
На изучении вопроса — как работают ключевые факторы производительности труда в различных отраслях — сосредоточены исследования параметра TP-INDEX («turnover / personnel», выработка на одного сотрудника компании). Этот показатель отчетливо показывает неочевидные различия между компаниями в итоговой продуктивности. Важную информацию в этой связи можно обнаружить, изучая годовые отчеты лидеров отрасли.
Что происходит в этом отношении в конкурентной борьбе, ведущейся в высококонкурентных отраслях, к которым, несомненно, относится и современная фарминдустрия? Все игроки здесь очень внимательно следят за технологическими новинками и при появлении инноваций у конкурентов очень быстро воспроизводят их у себя. Точно также оттачиваются и неуклонно совершенствуются инновации в системе управления, хотя эффективное применение их на практике гораздо сложнее, чем использование технологических новинок. Но самое сложное — это управление человеческим капиталом. Человек — самый «нетехнологичный» и малопредсказуемый элемент управления.