По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Лидерство в условиях турбулентности внешней среды

Собиров Б. Ш. преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, г. Сургут

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в повседневной жизни и в бизнесе многие решения связаны с рисками. В разгар кризиса как никогда ощущается ход времени: новые вводные появляются каждый день, а события ускоряются: то, что еще вчера было важной частью новостной повестки, сегодня уже не имеет значения. Цель данного исследования — представить модель компетенций лидера в условиях турбулентности внешней среды. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что представленная модель обозначит руководителям компаний вектор стратегирования для совершенствования лидерских навыков, поскольку в борьбе за лидерство победят те, кто освоит новые навыки и воспользуется открывающимися возможностями.

Литература:

1. Безуглая Г.В. Организационное лидерство или лидер организации // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1–2 (115). С. 143–147.

2. Корпорации у чат специа лис тов выживать в новых условиях [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/ news/5f4bc8e27a8aa901222dbcc1 (дата обращения: 15.01.2022).

3. Ширинкина Е. В. Модель фасилитирующего лидерства в менеджменте // Инновации в менеджменте. 2021. № 3 (29). С. 50–55.

4. Гусева А.И., Калашник В. М., Каминский В.И., Киреев С. В. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 42–58.

5. Ширинкина Е.В. Необходимость адаптации человеческих ресурсов (HR) и обучающих процессов к условиям неопределенности и турбулентности // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2022. Т. 32. № 1. С. 102–108.

6. Терелецкова Е.В., Ахряпова Д.А., Порошин А.С. Лидерство как инструмент развития современной организации // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. № 1 (157). С. 77–80.

7. Cejas Martínez M. F. , M e n d o z a Velazco D. J., Navarro Cejas M., Morales Corozo Ju. P. Pedagogical leadership within the framework of human talent management: a comprehensive approach from the perspective of higher education in ecuador // Integration of Education. 2021. Т. 25. № 1 (102). С. 8–21.

8. Ширинкина Е.В. Трансформация текущих и появление новых профессий // Кадровик. 2021. № 12. С. 125–135.

9. Economics of Transition. Educational upgrading, structural change and the task composition of jobs in Europe, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=3132800 (дата обращения: 15.09.2021).

10. Гишкаева Л. Л., Катаев А. А., Хехаева З. В. Новые вызовы для рынка труда // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 8 (78). С. 40–43.

11. Kausar S., Oyelere S. S., Salal Ya. K., Hussain S., Cifci М.А., Hilcenko S., Iqbal M.S., Zhu W., Xu H. Mining smart learning analytics data using ensemble classifiers // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Т. 15. № 12. С. 81–102.

12. Кергроуч С. Индустрия 4.0: новые вызовы и возможности для рынка труда // Форсайт. 2017. Т. 11. № 4. С. 6–8.

13. Жданкин Н.А., Михина В.А. Лидерство руководителя как основа успеха компании // Кадровик. 2021. № 2. С. 99–15.

14. PwC. Industry 4.0: Building the digital enterprise, 2016. URL: https://www.pwc.com/ gx/en/industries/industries-4.0/landing-page/ industry-4.0-building-your-digital-enterpriseapril-2016.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

15. Ширинкина Е. В. Практика управления предприятиями при переходе на новые цифровые технологии // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 6. С. 817–828.

16. WEF. The Future of Jobs Report, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www. weforum.org/reports/the-future-of-jobsreport-2020 (дата обращения: 15.09.2021).

Сегодня мы можем видеть VUCAмир в действии: волатильность, неопределенность, сложность, неоднозначность беспрецедентны. Пандемия вывела на передний план проблемы систем здравоохранения, личного благополучия, организации труда и мн. др. Решения лидеров отразятся не только на ближайшем будущем бизнеса, но и определят курс его развития на годы вперед [1–3]. Очень важно, чтобы в тяжелые времена управленцы анализировали, что происходит на системном уровне, и учились извлекать из происходящего уроки.

Нельзя недооценивать вызовы, с которыми люди, включая ваших подчиненных, сталкиваются каждый день: трудности с работой, снижение доходов и, конечно, опасения за свое здоровье. В то же время это не первый кризис, через который проходит человечество. Вспомним рецессии 2001 и 2008 гг. — тогда у многих было ощущение, что все потеряно и мир разваливается. Но, как показывает история, за спадом всегда следует подъем, экономика восстанавливается. Лидеру важно помнить об этом.

Кризис приносит не только угрозы, но и новые возможности. Именно сейчас следует задуматься над тем, что происходит в бизнесе [4, 5]. Возможно, пора воплотить давно назревавшие изменения. Стоит также пересмотреть привычные практики по управлению ресурсами, в том числе человеческими. Многие ваши подчиненные сейчас перегружены, но некоторые вынужденно работают менее интенсивно, чем раньше. Перераспределите нагрузку. Найдите другие возможности для развития людей, дайте им новые цели так, чтобы это принесло пользу бизнесу и окружающим. Когда буря минует, те компании, которые научились управлять изменениями и подготовились к выходу из кризиса, окажутся впереди конкурентов.

В повседневной жизни и в бизнесе многие решения связаны с рисками. Иногда эти риски реализуются, иногда — нет. Тогда возникает вопрос: в каких случаях поведение лидера воспринимается как безответственное, а в каких считается оправданным? Следует ли судить об этом только по результату? Ответы на данные вопросы освещаются в данном исследовании.

Для Цитирования:
Собиров Б. Ш., Лидерство в условиях турбулентности внешней среды. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: