По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Лидерство руководителя как основа успеха компании*

Жданкин Н.А. д-р техн. наук, академик РАЕН, президент консалтинговой компании ООО «Регул-Консалт», профессор, НИТУ «МИСиС»
Михина В.А. студентка, НИТУ «МИСиС»

В статье рассматриваются вопросы лидерства и устанавливаются отличия между менеджером и лидером коллектива. Показано, что эффективность лидера зависит от множества факторов и определяется уровнем лидерства, который достигается конкретным руководителем. Подробно описаны типы отношений управления, и подчеркнута роль инновационных подходов в развитии лидера. Отдельно выделено, что менеджер опирается на ресурсы, а лидер на эмоции, что дает больше преимуществ лидеру в развитии компании. Приведен пример измерения эффективности лидера для конкретной организации. Выбраны факторы для оценки лидерства, которые при реальном измерении дают возможность понять, где у конкретного лидера сильные стороны, а где — слабые, которые требуется устранить. Предложенные рекомендации как раз и решают эту задачу.

Литература:

1. Жданкин Н. А. Формула карьеры. Управление карьерой через «цифру». — М.: Экономика, 2019. — 236 с.

2. Жданкин Н. А. Менеджмент. Управление в цифровой экономике (курс лекций). — М.: ИД НИТУ «МИСиС», 2020. — 252 с.

3. Максвелл Дж. Воспитай в себе лидера 2.0. — М.: Попурри, 2020. — 290 с.

4. Жданкин Н.А. Эффективная оценка топ-менеджера и лидера в компании // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 5. С. 57–62.

5. Сергеева В. Б., Токарева А.А. Лидерство в менеджменте // Вестник НГИЭИ. 2012. № 9. С. 81–102.

6. Жданкин Н. А. Какие инновации нужны России сегодня // Менеджмент сегодня. 2012. № 3. С. 138–148.

7. Ануфриенко Л.В. Стили лидерства // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 4. С. 48–52.

8. Санникова Е.А. Лидерство. Психология лидерства. Лидерская эффективность в управлении // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7, № 3. С. 24–26.

9. Жданкин Н.А. Обучение персонала как фактор успеха // Управление персоналом. 2007. № 18. С. 65–69.

10. Жданкин Н. А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. 2-е изд. — М.: Финпресс, 2018. — 304 с.

Рассмотрим одну из известных японских компаний, которая изготовляет и продает одежду для мужчин, женщин и детей. Популярность ее торговой марки вышла далеко за пределы Японии, где был основан бренд, и представлена в более чем 18 странах мира. Концепция компании — выпуск продукции для всех в сотрудничестве с дизайнерами, что нашло яркое отражение в создании повседневного образа, за что компанию наградили званием «Бренд повседневной одежды № 1» на азиатском рынке. Называть компанию по этическим соображениям мы не можем.

Ниже нами будет рассмотрена одна из торговых точек в России, принадлежащих знаменитой сети, на предмет наличия лидерских качеств у руководителя. Составить объективную оценку нам поможет коллектив подчиненных, благодаря личным наблюдениям и комментариям которых получится составить карту оценок, выявить слабые места и дать некоторые рекомендации по исправлению неблагоприятных моментов. Всего опрошено было 15 подчиненных, а также сам руководитель, давая самооценку своим лидерским качествам.

Сначала необходимо составить общий перечень факторов, по которым будем оценивать лидера. Это дело не очень простое, поэтому мы решили согласовать набор факторов с людьми, которые, в отличие от работы [4], несколько изменили эти факторы, ссылаясь на свое ощущение от лидера. Дадим краткую характеристику этих факторов и обозначим их значимость по отношению к тем уровням, о которых мы говорили выше.

1. Психологический климат или отношения внутри коллектива — это, пожалуй, самый важный пункт в работе любой группы людей, а тем более команды. Здоровый психологический климат является залогом успехов в достижении целей. Любой руководитель, которого можно именовать лидером, всегда достаточно близок с подчиненными, чтобы увидеть какие-то их проблемы, оказать некую психологическую помощь, помочь уладить конфликт и пр. В противном случае все эти моменты будут оказывать негативное воздействие на работу и, как следствие, на продвижение команды к намеченной цели. Психологический климат относится ко второму уровню лидерства.

Для Цитирования:
Жданкин Н.А., Михина В.А., Лидерство руководителя как основа успеха компании*. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: