Рассмотрим одну из известных японских компаний, которая изготовляет и продает одежду для мужчин, женщин и детей. Популярность ее торговой марки вышла далеко за пределы Японии, где был основан бренд, и представлена в более чем 18 странах мира. Концепция компании — выпуск продукции для всех в сотрудничестве с дизайнерами, что нашло яркое отражение в создании повседневного образа, за что компанию наградили званием «Бренд повседневной одежды № 1» на азиатском рынке. Называть компанию по этическим соображениям мы не можем.
Ниже нами будет рассмотрена одна из торговых точек в России, принадлежащих знаменитой сети, на предмет наличия лидерских качеств у руководителя. Составить объективную оценку нам поможет коллектив подчиненных, благодаря личным наблюдениям и комментариям которых получится составить карту оценок, выявить слабые места и дать некоторые рекомендации по исправлению неблагоприятных моментов. Всего опрошено было 15 подчиненных, а также сам руководитель, давая самооценку своим лидерским качествам.
Сначала необходимо составить общий перечень факторов, по которым будем оценивать лидера. Это дело не очень простое, поэтому мы решили согласовать набор факторов с людьми, которые, в отличие от работы [4], несколько изменили эти факторы, ссылаясь на свое ощущение от лидера. Дадим краткую характеристику этих факторов и обозначим их значимость по отношению к тем уровням, о которых мы говорили выше.
1. Психологический климат или отношения внутри коллектива — это, пожалуй, самый важный пункт в работе любой группы людей, а тем более команды. Здоровый психологический климат является залогом успехов в достижении целей. Любой руководитель, которого можно именовать лидером, всегда достаточно близок с подчиненными, чтобы увидеть какие-то их проблемы, оказать некую психологическую помощь, помочь уладить конфликт и пр. В противном случае все эти моменты будут оказывать негативное воздействие на работу и, как следствие, на продвижение команды к намеченной цели. Психологический климат относится ко второму уровню лидерства.