В связи с глобальными изменениями социального уклада общества в конце XX — начале XXI века возрос спрос на лидеров среди менеджеров — личностей, способных объединять других людей для достижения поставленных задач в рамках организаций, неформальных объединений и политических движений.
В зависимости от целей организации, сферы ее деятельности, от складывающейся ситуации внутри и вне организации деятельность на сходных управленческих позициях будет существенно различаться в ряде ключевых моментов: различными будут требования к знаниям, навыкам и личностным качествам руководителя, требования к способам осуществления управленческой деятельности и решаемым задачам.
Многое зависит от таких ситуационных факторов, как уровень развития группы, ожидания ее членов, особенностей поставленных задач. Сохраняется универсальное значение таких индивидуальных качеств лидера, как самостоятельность, инициативность, адаптивность и мотивация достижения. В связи с этим становится актуальным для практического здравоохранения анализ особенностей проявления лидерских качеств у руководителей сестринских служб, с выявлением у них индивидуальных и ситуационных характеристик лидерства, которые в совокупности обеспечивают эффективное управление сестринской деятельностью.
Данная исследовательская работа была проведена в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Няганская окружная больница», охватывающей зону обслуживания — западный регион ХМАО — Югры и являющейся одним из значимых центров высокотехнологичных методов лечения.
В исследовании принимали участие 30 медицинских сестер — руководителей сестринских служб организации (старшие медицинские сестры). По уровню образования респонденты составили три группы: первая — специалисты с высшим сестринским образованием (14 %), вторая — специалисты с повышенным уровнем образования (75 %), третья — специалисты, имеющие только среднее профессиональное образование (11 %). Все медицинские сестры — руководители являются сертифицированными специалистами и имеют высшие квалификационные категории по соответствующим специальностям, что свидетельствует о высоком уровне знаний, навыков, умений в области организации и управления сестринской деятельностью.