— Лев Вадимович, какие тенденции в диагностике и лечении меланомы вы могли бы выделить за последние годы?
— За последние годы отношение к меланоме в профессиональной среде значительно не изменилось — ее по-прежнему считают фатальным заболеванием. Это во многом связано с тем, что лечение меланомы, как правило, начинается уже в запущенной стадии, тогда как выявление на ранней стадии позволяет при помощи хирургического лечения добиться стойкого результата в 90% случаев. Учитывая, что выявление меланомы на ранней стадии играет важнейшую роль в назначении эффективного курса лечения, сегодня ведется усиленная работа, направленная на диагностику данного заболевания. В целях ранней диагностики специалисты привлекают новые технологии. Так, некоторое время назад был создан сайт с возможностью дистанционного консультирования людей с родинками, а также ведется активная профилактическая деятельность в социальных сетях.
В лечении запущенных стадий меланомы можно выделить два новых направления: использование киназных ингибиторов — BRAF- и MEK-ингибиторов, успешно применяемых при наличии у пациентов мутации в гене BRAF, которая встречается в 50% случаев, и использование регуляторов иммунного ответа. Последний метод подразумевает воздействие не на раковые клетки, а на клетки иммунной системы, активируя их либо оберегая от преждевременной гибели. Применение таких препаратов, как ипилимумаб, и препаратов второго поколения — ниволумаба и пебролизумаба — доказывает, что иммунная система может заработать самостоятельно, если ей помочь.
— Расскажите, пожалуйста, о механизме действия подобных препаратов. В чем их принципиальное отличие?
— В основе иммуноонкологии лежит использование препаратов, которые по механизму воздействия не являются противоопухолевыми. Относясь к классу монолокальных антител, они блокируют определенную молекулу на поверхности лимфоцита, в результате чего лимфоцит приобретает другие свойства. Благодаря сложным процессам клетки своевременно выводятся из жизненного цикла, однако опухолевая клетка может действовать на рецепторы лимфоцита, что приводит к преждевременной гибели клетки. Без специальной защиты лимфоцит погибнет, не проявив своей активности. Препараты класса монолокальных антител не дают произойти взаимодействию между лигандом опухолевой клетки и рецептором иммунной клетки.