Западно-Сибирская железная дорога – это важнейший участок Транссибирской магистрали, связывающий Восточную Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток с Европейской Россией, Казахстаном, странами Средней Азии. Его значение усиливается за счет огромной роли, которую железная дорога играет в экономике тех пяти регионов, по которым она проложена, – Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. Летопись ЗападноСибирской магистрали неразрывно связана как с историей страны, так и с хроникой освоения природных богатств большого сибирского региона, развития его производительных сил.
С середины XIX века Россия вступила на путь индустриального развития, двигателем этого движения стало железнодорожное строительство, главным инвестором которого выступило государство. С 1845 года берет свое начало российское паровозостроение. Но чтобы понимать грандиозность предстоящей в Сибири стройки, напомним такой факт: «чугунка» протяженностью чуть более 600 верст из Санкт-Петербурга в Москву (Высочайший указ о начале ее строительства был подписан 1 февраля 1842 года) строилась восемь с половиной лет.
К 1865 году протяженность железных дорог России составила 3000 км. 26 января 1857 года был издан указ императора Александра II о создании первой сети железных дорог России. Правительство заключило концессию на сооружение целого ряда железных дорог общей протяженностью около 4000 км, для чего было образовано Главное общество российских железных дорог с участием русского и иностранных банковских капиталов.
А через восемь лет было создано Министерство путей сообщения России. К концу 1870-х сеть российских железных дорог значительно выдвинулась на восток.
Первый этап железнодорожного строительства выразился в прокладке трасс магистрального значения. Важнейшей из них являлась Транссибирская магистраль, протяженностью около 7000 верст, которая сыграла особую роль в истории Сибири, до ее строительства остававшейся сельскохозяйственным регионом.