«Землеустроителем я впервые ощутил себя полномочным представителем Советской власти в глазах сотен людей».
(Леонид Брежнев)
Леонид Ильич Брежнев (19.12.1906–10.11.1982) — государственный и политический деятель, руководивший ядерной державой в течение 18 лет (с 1964 по 1982 г.), ветеран Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., участник Парада Победы на Красной площади 24.06.1945 (комиссар сводного полка 4‑го Украинского фронта). Ему были близки город и деревня, завод и поле, промышленность и сельское хозяйство, вопросы безопасности страны. Всегда помнил о своем прошлом и всю жизнь относился с глубоким уважением к людям труда. Человек широкой души, на лице которого часто можно было увидеть располагающую улыбку.
По-разному к нему сегодня относятся. Одни отмечают, что в период его правления была стабильность и относительно высокий достаток граждан — называют «золотым веком СССР», другие ставят ему в вину стагнацию экономики и застой в политической жизни. В статье речь пойдет лишь о человеке, начинавшем свою трудовую деятельность на селе — землеустроителем, а также ставшем новатором в освоении целинных земель.
Родился Леонид Брежнев в селе Каменском Екатеринославской губернии, в семье простых работников металлургического завода Ильи Яковлевича Брежнева (1874-1930) и Натальи Денисовны Мазаловой (1886-1975). В документах и различных биографиях его национальность была указана — «украинец», «русский», «великоросс». Так, в паспорте, выданном в 1947 г., записано «украинец».
Оба родителя, несмотря на простое происхождение, были грамотными и стремились дать хорошее образование своим детям. С юных лет они прививали им желание учиться. Благодаря настойчивым усилиям родителей и собственной тяге к знаниям Леонид поступил (1915) в Каменскую мужскую классическую гимназию. Успешная сдача вступительных экзаменов по чтению, письму и арифметике говорит о том, что он оказался хорошо подготовленным (дома или в начальной двухлетней школе). В зрелом возрасте Леонид Ильич, вспоминая об этом эпизоде жизни, отмечал, что «мать все не верила, что приняли, да и вся улица удивлялась», так как для детей рабочих «был устроен особый конкурс, брали самых способных, примерно одного из пятнадцати, и всего‑то сыновей рабочих приняли в тот год семерых» [1, с. 29].