Одной из особенностей легкой промышленности является постоянный рост в текущем обозримом периоде, обусловленный неуклонным повышением спроса на продукцию. Данную отрасль отличают также сравнительно небольшая потребность в капиталовложениях, быстрая отдача и динамичная оборачиваемость капитала. Поэтому практически во всех развитых странах она явилась стартовой отраслью экономики, а в развивающихся является наиболее приоритетной.
Производство готовой одежды, тканей, обуви формирует значительную долю государственного бюджета во многих странах. Оно способствует снижению социальной напряженности, помогает решить проблему занятости (в первую очередь, женской части населения, поскольку 85–90 % занятых в легкой промышленности — женщины), положительно сказывается на повышении уровня жизни и благополучии граждан.
Развитие легкой промышленности в большинстве стран связано с активным вмешательством в этот процесс государства. Разработанные во многих государствах программы, как правило, предполагают:
• прямую государственную поддержку отрасли;
• поддержку предприятий, работающих на экспорт;
• льготную налоговую политику;
• таможенное регулирование;
• создание и совершенствование производственной инфраструктуры;
• стимулирование технологической модернизации;
• создание целостной отраслевой цепочки с замкнутым производственным циклом от получения сырья до производства и продажи готовых изделий.
Доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства в развитых странах (Германия, США, Италия, Франция) составляет 6–12 %. В Корее и Японии данная отрасль стоит на 2-м месте по объему товарной продукции после автомобилестроения. Благодаря чему в этих странах до 20 % бюджета формируется за счет функционирования швейных и текстильных предприятий.
Производство готовой одежды, тканей, трикотажа, обуви на 75–85 % удовлетворяет внутренний спрос. Значительная государственная поддержка легкой промышленности в развивающихся странах, таких как Китай, Турция, Индия, Мексика привела к бурному росту отрасли. За последние 2 десятилетия центр производства (особенно это касается текстильной отрасли) сместился в Азию и Южную Америку, постепенно вытеснив США и страны Западной Европы.