Спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика», состоявшийся в июне 2016 г., рассматривается как важный шаг по созданию условий для промышленного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути. Новый ледокол в первую очередь будет заниматься обеспечением поставок сжиженного газа ООО «Ямал СПГ», но в перспективе обновление ледокольного флота необходимо для реализации шельфовых проектов в Арктике.
Атомный ледокол нового поколения ЛК-60 проекта 22220 «Арктика» строился на судоверфи ООО «Балтийский завод — Судостроение» (ООО «Балтзавод») для ФГУП «Атомфлот». «Арктика» стала самым большим и мощным ледоколом в мире. Ее длина составляет 173,3 м, ширина — 34 м, водоизмещение — 33,5 тыс. т. На ледоколе предусмотрена двухреакторная энергетическая установка с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт. Ориентировочная стоимость судна около 37 млрд руб.
Спуск на воду атомного ледокола «Арктика» был приурочен к открытию Международного экономического форума в июне 2016 г. в СанктПетербурге. Это событие имело символическое значение, так как свидетельствовало об успехах России в технологической модернизации экономики, несмотря на западные санкции, которые, как известно, направлены на создание экономических препятствий для России, в том числе в освоении Арктики. Таким образом, это событие было призвано продемонстрировать тщетность политики западных стран, в том числе направленной на ограничение российского присутствия в этом регионе.
На «Арктике», как упоминалось, будет смонтирована двухреакторная ядерная установка РИТМ200 мощностью 175 МВт. Поставщик — АО «Атомэнергомаш» (АО «АЭМ»). Первый из реакторов в конце мая 2016 г. отправлен на ООО «Балтзавод» для монтажа, второй должен отправиться на верфь в ближайшее время.
На ледоколе будут установлены две паровые турбины производства ЗАО «Уральский турбинный завод» (ЗАО «УТЗ», г. Екатеринбург), входящего в холдинг «РОТЕК» группы компаний «Ренова». Ледокол «Арктика», для которого ЗАО «УТЗ» изготавливал оборудование, будет испытан и введен в строй в конце 2017 г.